Добро пожаловать на познавательный портал о городе Тарту на русском языке: Тарту - Юрьев - Дерпт ۩
Четверг, 20.09.2018, 17:39 Приветствую Вас Гость



Главная | Регистрация | Вход

Точное время
Погода
Меню сайта
3D-панорамы
Виртуальный тур по Тарту
Партнеры


Культурные события
Культурные события в Тарту

Культурные события в Эстонии
Билетная касса
Piletilevi.ee
Радио онлайн
Визы
в Эстонию

Посольство Эстонии в Москве
Генеральное консульство Эстонии в Санкт-Петербурге
Посольство Эстонии в Минске
Посольство Эстонии в Киеве


Оформление Визы в Эстонию

PONY EXPRESS визовый сервис


в Россию, Украину, Беларусь

Посольство России в Таллинне
Канцелярия консульского отдела посольства в Тарту
Посольство Республики Беларусь в Эстонии
Посольство Украины в Эстонии

Обзор СМИ
Tartu Postimees

Информационный портал Delfi

День за Днем

Столица
Контакты


Копилка - помощь сайту

Анализ веб сайта

Тарту и Воронеж: история университетской коллекции

Начало коллекции было положено в XIX веке в стенах Тартуского университета (называвшегося в разное время также Дерптским и Юрьевским). Ее «переезд» в Воронеж произошел в годы Первой мировой войны, когда имущество Тартуского университета было эвакуировано от наступающих войск. Теперь, спустя почти 100 лет, предпринята попытка дать обзор художественного собрания, имеющего столь необычную судьбу.

Своеобразна и судьба самого Тартуского университета − как судьбы большинства университетов Европы, история которых уходит в века. Университет в Тарту был основан в 1632 г. королем Швеции Густавом Адольфом II. В 1710 г., во время Северной войны между Швецией и Россией, деятельность его приостановилась, однако в акте капитуляции Лифляндии было обещано сохранить университет и содействовать продолжению его существования.

Университет, переставший действовать в годы военного хаоса, был вновь открыт в 1802 г. по указу Александра I − теперь уже как Российский императорский университет. С этого момента деятельность университета в Тарту не прерывалась. Хотя в разные периоды истории университета преподавание велось на различных языках и сам он находился в подчинении у разных правителей, университет, который поддерживается академическим genius loci, остается все тем же. В 1919 г. молодое Эстонское государство поддержало продолжение деятельности университета.

Настоящая тема посвящена коллекции, находящейся сейчас в Воронеже и представляющей собой художественное собрание, история которого начинается в 1803 г. с открытием Музея искусств Тартуского университета. Основание коллекции было заложено первым директором музея, профессором Карлом Моргенштерном, который в 1853 г. передал в дар университету и свое личное художественное собрание.

Большая часть экспонатов художественного музея Тартуского университета – частные пожертвования; приобретение произведений искусства и памятников древности финансировалось из бюджета императорского университета и собственного университетского бюджета (который формировался из доходов от университетских мыз).

Важно понимать субъективную, с точки зрения государственности, сторону формирования коллекции – Тартуский университет, будучи духовным центром местного балтийского общества, собрал большую часть своего имущества путем частных пожертвований, которые преподносились именно alma mater Dorpatensis. И художественное собрание несло на себе отпечаток местного духа!

Воронежский университет был основан в 1918 г. по постановлению, подписанному В. И. Лениным. У его колыбели стояла целая плеяда прибывших из Тарту профессоров, преподавателей и студентов. Уже эвакуированное в Россию имущество Тартуского университета, в том числе художественное собрание, было сконцентрировано в Воронеже как база для создания нового университета.

На основании мирного договора 1920 г., заключенного между Эстонской Республикой и Советской Россией, последняя обязалась вернуть Тартускому университету его собственность, в том числе художественную коллекцию. Если возвращение остального имущества в основном состоялось, то в случае с художественной коллекцией этого, по преимуществу, не произошло. Предпринятые тогда попытки университета вернуть коллекцию не имели результата: то университетские эксперты не могли получить въездные визы, то не удавалось получить разрешение для ознакомления с имуществом на месте, то требовались неожиданно большие суммы на транспорт. Два государства достигли соглашения в вопросе о судьбе некоторых предметов и коллекций, изначально принадлежавших университету, однако дискуссии о том, где должна находиться художественная коллекция Тартуского университета, продолжаются до сих пор.

Художественная коллекция имеет для Тартуского университета большое символическое значение. Важнейшими из университетских связей являются связи со многими поколениями его выпускников. Создание богатства всех университетов мира отнюдь не стоит считать заслугой лишь правителей государств. Университет − это среда, которая способствует проявлению свойственных человеку альтруистических порывов, свидетельствующих о признании университета как его студентами и профессурой, так и выпускниками.

Увековечить свое имя можно и через академические институции. Одна из возможностей получить признание – сделать дар своей alma mater. С учетом сделанных пожертвований, можно спросить, являются ли принадлежащие университету предметы собственностью государства, университета или академического сообщества? Или, может быть, достаточно придерживаться принципа территориальности?!

Разумеется, университет благодарен многим поколениям своих выпускников, а также государственной власти, внесшей лепту в развитие университета, и имеет определенные обязательства перед ними. Это обязательства по преимуществу символические – сохранить академические традиции, нести в себе те ценности, которые представляли в истории университета народы, влиявшие на его жизнь. Поэтому сегодняшний Тартуский университет является ведущим центром Эстонии по изучению и сохранению русской культуры. Тартуский университет остается выдающимся и позитивнейшим памятником долгой совместной истории народов Эстонии и России. Не забыта история и сейчас.

В 2002 году, в знак уважения к Императорскому университету, Тартуский университет отметил не только 370-летие основания, но и 200-летний юбилей возобновления своей деятельности. Примером отношения Тартуского университета и Эстонской Республики к вопросу об исторических правах может служить добровольный акт возвращения университетом имущества Печорского монастыря (Российская Федерация) − как достояния, которое должно находиться там, где оно создавалось.

Тартуский университет благодарен за то, что связанная с ним исторически художественная коллекция была хорошо сохранена в Воронеже. С 1933 г. художественное собрание хранится в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского, сотрудничество с которым становится все более плодотворным для Тартуского университета.

Яак Аавиксоо,
академик, профессор,
ректор Тартуского университета




Дерпт–Юрьев–Тарту и Воронеж: история университетской коллекции
Каталог






Из истории формирования коллекций Воронежского областного
художественного музея им. И. Н. Крамского

Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского расположен в Путевом дворце, построенном в XVIII веке в стиле барокко местным архитектором Н. Н. Иевским. Художественный музей был открыт в Воронеже в 1933 году, однако история формирования музейных коллекций началась значительно раньше, в середине XIX века, так как именно в это время возникла мысль о создании в городе губернского музея. Возраст коллекции насчитывает более ста лет.

В основу идеи создания музея легла инициатива воронежских ученых-историков, этнографов, энтузиастов-краеведов, а также любителей старины, задумавших основать в первой трети XIX века мемориальную экспозицию, отражающую деятельность Петра I и его сподвижников, создававших на воронежских верфях Азовскую флотилию. Хотелось бы отметить тот факт, что именно военное ведомство передало в комитет по созданию мемориала более ста гравюр петровских времен, хранящихся ныне в фондах музея. Это портреты Петра I и его соратников, батальные сцены, архитектурные пейзажи Петербурга, виды фортификационных сооружений. Многие из работ выполнены мастером резной гравюры А. Ф. Зубовым (1782–1844). Так постепенно стала создаваться коллекция будущего губернского музея.

Открытие Воронежского губернского музея состоялось 9 сентября 1894 года. Уже в конце XIX века музей организовал несколько выставок: «Выставку Екатерининской эпохи», «Выставку религиозной живописи Старого и Нового времени», «Выставку произведений печати», «Выставку видов и предметов Востока». Все это укрепило авторитет музея, собирательская и научная деятельность которого позволила приступить к изданию «Воронежского краеведческого сборника».

В начале 20-х годов XX века художественный отдел губернского музея значительно пополнился произведениями русской и западноевропейской живописи. В 1919 году из бывшего имения принцессы О. А. Ольденбургской «Ольгино», Рамонь, в музей поступили два панно Н. К. Рериха: «Утро княжей охоты» и «Возвращение с охоты», созданные художником в 1901 году в Париже. Годом раньше из имения Потаповых «Семидубравное» были привезены в Воронеж 16 портретов офицеров лермонтовского окружения. При содействии воронежского краеведа, профессора Ю. И. Успенского, были приобретены картины его земляка И. Н. Крамского.

Полотна выдающихся мастеров отечественной школы поступили в Воронеж из Государственной Третьяковской галереи, а также из национализированных фамильных галерей и крупнейших частных собраний столицы: С. М. Голицына, К. Т. Солдатенкова, Н. Н. Оболенского и других.

Помимо Воронежского губернского музея в Воронежском государственном университете располагался музей древностей и изящных искусств, «ставящий перед собой задачу предоставить возможность провинциальному студенту, здесь же, в университете, ознакомиться на подлинниках с характерными чертами культуры различных народов в различные эпохи с их идеалами и стремлениями, воплощенными в произведениях изящных искусств». Традиции, начало которым было положено в день основания в 1803 году музея при Императорском Дерптском университете, на базе которого был открыт в 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров РСФСР Воронежский государственный университет, с достоинством продолжил губернский музей.

Обращаясь к предыстории открытия этого музея в стенах Воронежского государственного университета, заметим, что в 1802 году возобновилась деятельность Тартуского университета. Тогда он именовался Дерптским по названию города. При университете в 1803 году был создан Музей изящных искусств. Собрание музея имело высокую культурно-историческую и художественную ценность и состояло из большого количества произведений западноевропейского искусства, а также нумизматической коллекции, завещанной музею его первым директором, профессором классической филологии Карлом Моргенштерном (1770–1852). При непосредственном участии Моргенштерна для университетского собрания приобретались в Вене, Берлине, Риге, Риме произведения мастеров нидерландской, голландской, фламандской, итальянской, испанской и немецкой школ живописи XVI–XIX веков. Особый интерес представляла коллекция античной керамики – ваз и терракот.

Впервые эта коллекция была научно обработана профессором классической филологии и археологии В. К. Мальмбергом. Собрание древностей обогащалось за счет произведений, приносимых в дар Императорской археологической комиссией частными лицами – преподавателями университета, любителями старины. Большую коллекцию произведений искусства Древнего Египта передал в музей лифляндский ландрат фон Рихтер.

В 1893 году город Дерпт был переименован в город Юрьев. В этом же году Дерптский университет стал именоваться Императорским Юрьевским университетом. После этого часть немецкой профессуры покинула университет, а все дисциплины, кроме дисциплин богословского факультета, с этого времени читались только на русском языке.

В 1916 году, во время Первой мировой войны, Императорский Юрьевский университет был переведен в город Воронеж. Туда были перевезены библиотека и музейное собрание университета. Таким образом, эвакуированная в Воронеж коллекция экспонатов Музея изящных искусств при Юрьевском университете была объединена с художественным собранием городского музея.

Полную характеристику университетскому музею периода 20-х годов XX века дает Н. М. Беззубцев, хранитель музея, в статье «Музей древностей и изящных искусств Воронежского государственного университета», опубликованной в упомянутом выше первом выпуске Воронежского краеведческого сборника за 1924 год: «Трудами ректора Университета проф. В. Э. Регеля, ныне лично руководящего деятельностью музея, и заботами последовательно сменявших друг друга директоров музея – проф. Э. Ф. Фельсберга, М. Н. Крашенинникова, В. И. Курдиновского, Ю. И. Успенского и А. Д. Богоявленского, при сочувственном отношении всей Ученой комиссии Университета, музей, к настоящему времени, вылился в совершенно отчетливые и достаточно развитые формы, дающие ему право занять не последнее место в ряду других университетских музеев.»

Интересно отметить, что в библиотеке художественного музея им. И. Н. Крамского хранятся книги Э. Р. Фельсберга с дарственной надписью автора Сергею Антоновичу Петровскому, юристу, отцу Владимира Сергеевича Петровского – известного воронежского инженера и коллекционера, завещавшего Воронежскому краеведческому музею свою коллекцию.

Экспонаты музея древностей и изящных искусств Воронежского государственного университета и художественное собрание губернского музея составили основу Воронежского областного музея изобразительных искусств, открывшегося 15 января 1933 года по решению Президиума Воронежского областного исполнительного комитета.

Коллекция современной живописи в дальнейшем пополнилась произведениями из Воронежского художественного техникума (портреты и пейзажи П. В. Кузнецова, И. И. Машкова, Р. Р. Фалька, Н. С. Гончаровой, А. В. Куприна, композиции В. В. Кандинского и К. С. Малевича).

Путь формирования собрания художественных ценностей Воронежского музея изобразительных искусств по-своему сложен и драматичен. На протяжении многих десятилетий их сохраняли и спасали для будущих поколений сотрудники музея, посвятившие свою жизнь благородному музейному делу. Горьким испытанием явилась Великая Отечественная война (1941–1945), значительно разрушившая Воронеж. Большую часть музейного собрания осенью 1941 года эвакуировали в Омск. Эвакуацией коллекций музея занимался Областной отдел по делам искусств при Воронежском областном исполнительном комитете, а также сотрудники музея и учащиеся художественного техникума.

Музей был эвакуирован с большими трудностями. Для перевозки ценностей вместо пяти вагонов получено было всего два, в которых и разместили ящики с произведениями русской и западноевропейской живописи, коллекциями древнего Египта, древней Греции, богатейшее нумизматическое собрание, изделия из стекла и фарфора. Более полные и подробные обстоятельства эвакуации неизвестны из-за отсутствия архивных документов.

Часть собрания, квалифицированная как «экспонаты второстепенного характера», осталась невывезенной, оказалась в оккупированном в июле 1942 года Воронеже и была обречена на гибель, так как правобережную часть Воронежа немецкие войска полностью разрушили.

Музей изобразительных искусств вернулся в Воронеж в октябре 1945 года, а 7 ноября того же года открыл свои залы для посетителей – музейные коллекции продолжили свою жизнь. Конкретного представления о том, что сгорело при бомбежках Воронежа, что украдено и вывезено немецкими солдатами, нет, так как документальные свидетельства такого рода пока не обнаружены, но потери велики: собрание икон, скульптуры, фарфора, коллекция довоенных плакатов. Утрачена живопись 20-х и 30-х годов XX века, представленная полотнами Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, П. В. Кузнецова, А. В. Куприна, С. М. Романовича, произведениями В. В. Кандинского, К. С. Малевича.

В настоящее время завершается подготовка 10-го тома российского «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», посвященного потерям Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского. Известно, что в Воронеже в конце XIX века была открыта рисовальная школа, основателем которой был Л. Г. Соловьев (1837–1919). Он – первый учитель многих воронежских художников: А. А. Бучкури, В. И. Епифановой, Е. А. Киселевой, Н. Ф. Петрова, П. Д. Шмарова, впоследствии учеников И. Е. Репина. В 1919–1920-х годах в Воронеже было создано Художественное учебное заведение, являющееся филиалом московского ВХУТЕМАСа. Во время немецкой оккупации погибли художественные произведения и преподавателей, и учеников. Уничтожен целый пласт, отражающий историю художественной жизни Воронежа конца XIX века – 30-х годов XX века.

В настоящее время Воронежский областной музей им. И. Н. Крамского обладает уникальным собранием античности, русской и западноевропейской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, картин известных земляков – И. Н. Крамского, А. А. Бучкури, Е. А. Киселевой, произведений современных воронежских художников.

В 1991 году часть коллекции была представлена в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина на выставке «Древнеегипетские памятники из музеев СССР». К открытию выставки был подготовлен каталог под редакцией О. Д. Берлева.

Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского сотрудничает с кабинетом египтологии института Академии наук Российской Федерации. Кроме того, художественный музей, являясь крупным культурным центром Воронежа и области, выполняет научную и просветительскую миссию, постоянно оказывая профессиональную помощь библиотекам, музеям, школам, высшим учебным заведениям в изучении истории искусства и приобщении людей к традициям, оставленным в наследство выдающимися мастерами самых различных направлений и жанров в изобразительном искусстве.

В 1984 году в Московском издательстве «Изобразительное искусство» в серии «Художественные музеи СССР» вышла книга, посвященная музею – «Воронежский областной музей изобразительных искусств».

Источник:
* Владимир Устинов, директор Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского

* http://www.ut.ee


  • Египетская коллекция
  • Античное искусство
  • Коллекция живописи
Судьба коллекции

Читайте также утраченные ценности 1941-1945




Наверх
Последнее изменение:
Язык сайта
Новости сообщества
Наши проекты
Поиск по сайту
Поиск по сайту www.dorpat.ru
Телепрограмма
Вход на сайт
Радиостанции Тарту
Радиостанции Тарту
Праздники Эстонии
Праздники Эстонии
Статистика сайта


Участник Премии Рунета 2012
Яндекс.Метрика

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет


www.copyright.ru