| Девятнадцатый год епископства
Альберта
Шел девятнадцатый год епископа Риги
Альберта (1217),
Люди в Ливонии все ж покоя от войн не
имели.
Вышеназванный достопочтенный епископ
отправил своих послов и в Новгород (Nogardiam) и в
Саккалу для утверждения мира, заключенного в
Одемпэ, прося также и за брата своего Теодериха.
Так как люди там полны надменной спеси и в
гордости своей весьма заносчивы, они пренебрегли
и просьбами епископа и миром с тевтонами, а
сговаривались с эстами, обдумывая способы, как бы
раздавить тевтонов и уничтожить ливонскую
церковь. Узнав об этом, епископ вместе с
возвращавшимися пилигримами отправился в
Тевтонию, поручив и на этот раз Ливонию защите
Господа Иисуса Христа и Его Матери. Рассказывая
всем о бедствиях войны и уроне своих, он убеждал
людей храбрых и благородных стеною стать за дом
Господень, принять крест и идти в Ливонию
пилигримами во отпущение грехов. И, услышав обо
всех бедах, причиненных русскими и эстами
ливонской церкви, граф Альберт из Левенборха
принял крест в отпущение грехов и отправился в
Ливонию с рыцарями своими, а также людьми
предприимчивыми и благородными. Прибыли с ним и
аббат Бернард из Динамюндэ и пилигримы, правда
немногочисленные. И приняли его с великой
радостью, ибо Господь ранее имел его в колчане
Своем, как избранную стрелу, чтобы в нужное время
послать и Ливонию для освобождения церкви Своей
от врагов.
После того, как он прибыл в Ригу, эсты
отправили русским много даров, прося прийти с
войском, чтобы разрушить ливонскую церковь. Но
великий король Новгорода Мстислав в то время был
в походе против короля Венгрии, готовясь биться
за Галицкое королевство, а на престоле своем в
Новгороде оставил нового короля. Этот же,
отправив послов в Эстонию, обещал прийти с
большим войском вместе с королем Владимиром и
множеством других королей. И обрадовались эсты и
послали людей по всей Эстонии и собрали весьма
большое и сильное войско и стали у Палы в Саккале.
Их князь и старейшина, Лембит, созвал людей изо
всех областей, и явились к ним, и роталийцы, и
гарионцы, и виронцы, и ревельцы, и гервенцы, и люди из Саккалы. Было их шесть
тысяч и ждали все пятнадцать дней в Саккале
прибытия русских королей. Услышав, что они
собрались, рижане со всей поспешностью двинулись
на них, чтобы опередить русских. С ними пошел граф
Альберт с рыцарями и слугами своими, Волквин,
магистр рыцарства, со своими братьями, Бернард
аббат Динамюндэ, настоятель Иоанн, ливы и лэтты, а
также преданнейший Каупо, никогда не забывавший
битв Господних и походов. Все они прибыли на
место близ Саккалы, где войско молилось и
сговаривалось. А было там до трех тысяч отборных
воинов. И выстроили они тевтонов в середине,
ливов поместили справа, а лэттам указали идти по
левой стороне. Иных послали по деревням, и те,
захватив некоторых людей, узнали у них о
численности вражеского войска и о том также, что
оно уже подходит в готовности к бою. Услышав об
этом, пошли дальше с осторожностью и в порядке, а
вечером приблизились к замку Вилиендэ; там
переночевали и, отслужив торжественную мессу, в
день апостола Матфея (21 сентября) выступили
против врагов. Обнаружив, что те все перешли на
другое место, тотчас отправились по их следам и
вдруг увидели, что те в боевой готовности идут на
них из лесу. Тогда напали на них и бились тевтоны
в середине, где масса врагов была больше и
сильнее. Одни из них верхом, другие в пешем строю,
постепенно наступая, двинулись на середину
врагов, сломили их строй и обратили в бегство.
Лэтты, сражаясь на левом крыле, также
смело вместе с тевтонами ударили на противников,
а выстроены были против них жители Саккалы с
Лембитом и другими их старейшинами. Они ранили
многих из лэттов, некоторых убили, сражались
храбро и долго сопротивлялись, но, увидев, что
срединный отряд обращен в бегство тевтонами,
бросились бежать и сами.
Лэтты преследовали их и многих убили, а
прочие бежали. Веко, брат Робоама, узнал Лембита,
догнал его, убил и взял его одежду, а прочие,
отрубив ему голову, унесли с собой в Ливонию. И
пали там еще другие старейшины Саккалы —
Воттелэ, Манивальдэ и множество других. Ливы,
выстроенные справа, увидев, что копья эстов
жестоко летят на них, повернули к тевтонам и
вместе с ними преследовали бегущих. Эсты же,
бившиеся против ливов, напали тогда на некоторых
из наших, гнавшихся за врагом, но те мужественно
отразили их и также обратили в бегство. После
того как все эсты обратились в бегство, ливы,
лэтты и саксы преследовали их, перебили в лесу
стольких, что дошло почти до тысячи, и еще
безмерное множество, так что и сосчитать не
могли, убитых по лесам и болотам; захватили до
двух тысяч коней, оружие и все их запасы, а на
следующий день поровну разделили между собой
все, что добыли.
Каупо же, пронзенный насквозь через
оба бока копьем, с верой вспоминая страдания
Господа, принял тайны тела Господня и с искренним
исповеданием христианства испустил дух, а добро
свое заранее разделил между всеми церквами
Ливонии. И горевали о нем граф Альберт и аббат и
все, с ними бывшие. Тело его было сожжено, а кости
перенесены в Ливонию и похоронены в Куббезелэ.
После битвы войско двинулось к Пале в
деревню Лембита и стояло там три дня, а ливы и
лэтты были посланы разорить и выжечь все
окружающие области. И пришел к ним брат Лембита,
Уннепевэ, с другими уцелевшими просить о
возобновлении прежнего мира. И сказали им
тевтоны: "За то, что вы презрели принятое вами
таинство святого крещения и осквернили веру
христианскую сговором с язычниками и русскими,
Господь вас и наказал. Возвратитесь же теперь с
верой ко Христу, и мы вновь примем вас в общение
нашей братской любви”. Они согласились, и по
получении от них заложников мир уже во второй раз
был дан им с тем, чтобы они честно выполняли все
обязанности христианства. Закончив это, войско
со всей добычей возвратилось в Ливонию и за
дарованную Богом столь славную победу все
благословляли Господа, благословенного вовеки.
Когда граф Альберт вернулся после
истребления жителей Саккалы, он захотел устроить
еще поход на Эзель, велел соорудить большую
осадную машину и всех сильно подготовил к этому
выступлению. В ту же зиму не раз назначался сбор
войска, но шли большие дожди, лед на море сошел, и
до Эзеля нельзя было дойти, так как это — остров в
море. Поэтому, в конце концов в Великом посту (3
марта 1218) рижане решили идти на других эстов.
Выступив вместе с ливами и лэттами и придя в
Салетсу, они выслали вперед разведчиков и
встретили эзельцев, но те, как только узнали
рижское войско, обратились в бегство. И
преследовали их рижане со всем своим войском
целый день, а на следующий вступили в приморские
области близ Эзеля и, разослав войско по всем
дорогам, стали грабить страну, всех захваченных
мужчин перебили, женщин и детей увели в плен,
угнали с собой много скота, унесли большую
добычу, а деревни и дома предали пламени.
Собравшись затем всем войском, несколько дней
стояли на отдыхе в середине страны. И пришли к ним
старейшины из Ганиалэ и Коццо и изо всех областей
от Роталии и Ревеля и Гариама просить о мире и об
уходе из их владений. И сказали рижане: "Если вы
согласитесь принять очищение из святого
источника и вместе с нами стать детьми истинного
Миротворца Христа, то тогда мы заключим с вами
истинный мир и примем вас, как братьев”. Услышав
это, эсты обрадовались, дали заложников и
подчинились ливонской церкви с тем, чтобы и
таинство крещения принять и оброк платить
ежегодно.
И дан был им пир, и возвратились рижане
с большой добычей, славя Бога за покорение и
этого племени.
После вторичного обращения жителей
Саккалы к вере христианской, пришли и гервенцы,
также уже вторично, отдались во власть рижской
церкви пред графом Альбертом и всеми рижскими
старейшинами и оставили заложниками своих
сыновей в том, что примут таинство крещения и
будут платить ливонской церкви постоянный оброк
или меру хлеба, установленную вместо десятины. И
вернулись они в землю свою, радуясь тишине мира.
В это самое время поднялись эзельцы,
явились в Метсеполэ с войском, а было их до тысячи
из лучших людей, и разграбили всю ту область в
Метсеполэ. После того они
вступили в другой приход, Ледегорэ, и стали
грабить всю местность вокруг, убили некоторых
мужчин, а женщин и детей увели с собой. Когда они
подходили к дому священника, священник Годфрид,
заметив их приближение, вскочил на коня, бежал от
них и, объезжая свой приход, стал звать всех
мужчин биться с язычниками, а затем всю ночь
посылал людей по соседним приходам сказать,
чтобы на следующий день явились к бою. И прибыл
Везикэ со своими ливамн, а также некоторые слуги
епископа из замка Вределант и собрались они все
вместе и пошли вслед за эзельцами.
И было их всего семь тевтонов, слуг
епископа, а восьмой был священник Годефрид. Он
опоясался оружием воинским и надел панцирь, как
исполин, желая вырвать овец своих из пасти
волчьей. И ударили они с тылу на эзельцев, смело
их истребляя, но и те, повернув на них, долго
сопротивлялись и ранили весьма многих. В конце
концов, после долгой битвы эзельцы обратились в
бегство. Около сотни из них пало, прочие же
бежали. И преследовали их слуги епископа с ливами
через Салетсу по ровной приморской дороге и
отняли у них до четырехсот лучших коней, которых
потом вместе со всей добычей разделили между
собой, благословляя Господа, руками немногих
совершившего победу над врагами.
| |