Название собора происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О.М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»).
Домский собор был наиболее величественным и, наверное, и самым высоким готическим зданием Старой Ливонии. Сегодня утверждается, что он был посвящен апостолам Петру и Павлу, чья атрибутика — ключ и меч — с герба епископства перешла на герб города. Однако все имеющиеся до Второй мировой войны упоминания и архивные источники говорят о церкви святого Дионисия. Ее начали строить, по некоторым данным, сразу после покорения Тарту и въезда епископа осенью 1224 года.
"Домский собор, стоял он на большом холме, и холм этот назывался
Домской горой. Собор был огромен и великолепен – два его высоких
стройных шпиля были словно из кружева. А издалека эти шпили казались
иглами, вонзёнными в небо. В городе Юрьеве не было ничего выше их."/Юрий Вронский/ "Юрьевская прорубь"
Культовые здания такого возраста во всем мире сильно «ушли в землю». Тартуское, наоборот, возвышается на двухметровой насыпи. Почва вокруг него увезена для бастионов строителями укреплений XVII и XVIII веков.
Этапы и планы строительства выявлены при исследовательских и реставрационных работах 1960-х годов. Так трехнефная зальная церковь без башен превратилась к XIV веку в четырехнефную базилику с заметными элементами романского стиля. В период высшего расцвета Тарту в XV веке Домскую церковь перестроили в духе поздней готики, и она изменилась до неузнаваемости. Западный фасад получил мощные, уникальные для Прибалтики двойные башни. Новый хор заменил прежнюю небольшую полукруглую и низкую, в ширину среднего нефа алтарную часть и увеличил здание на четверть. Четерыхнефное здание расширилось до пятинефной базилики, и общая площадь составляла почти 1690 кв.м. Не сохранилось ни одного оригинального изображения собора. По некоторым данным, он был похож на Мариинскую церковь в Любеке.
Восхищавший современников Домский собор служил после завершения верующим около столетия. Католиков притесняли в связи с реформацией уже с начала XVI века; они ушли из Тарту в 1558 году, после занятия города русскими войсками, разграбившими оставшееся имущество и склепы епископов. Когда в 1583 городом завладели поляки и началась контрреформация, своды собора уже разрушились, и его восстановление посчитали слишком дорогим. Его использовали в качестве сарая для хранения сена и немолоченого хлеба. В 1624 такой сарай сгорел от костра в ночь Ивана Купалы.
В XVIII веке инженерная команда разобрала третью часть каменной кладки башен. По преданию — с целью установить на оставшейся платформе пушки. На самом деле башни стали оседать после того, как подкоп горы, где сегодня устроены теннисные корты, а зимой каток, подошел близко к руинам.
Когда университет получил Домберг, то Краузе планировал построить в руинах, кроме библиотеки, и университетскую церковь, а в башенной части — обсерваторию. К счастью, ограничились одной библиотекой, которая была открыта в 1807 году, где ректор Паррот в своей речи сказал, что эти стены впервые стали служить для пользы человечества. Посетивший же университет 20 лет спустя Николай I выразил недовольство тем, что его брат Александр I позволил в храме построить мирской храм науки. Все же библиотека осталась там на 175 лет, но получила в 1928 году пристройку.
В остальной части мощные стены и опоры уже более четырех веков стоят без крыши и упорно не сдаются, хотя с каждым годом становятся все опаснее. Может быть, их поддерживает дева, которую, согласно легенде, живой замуровали в стену. Говорят, что злые силы мешали строительству собора и поэтому нашли девушку, согласившуюся стать ключницей, не знавшую, что это означает. Когда узнала, никакие мольбы не помогли, несчастную замуровали, и строительство могло продолжаться. В каждую новогоднюю ночь ключница на час выходит на Домберг, и если ей удастся накинуть ключи на шею встречной женщине, то та должна занять ее место. Неизвестно, часто ли менялись ключницы, но легенда не лишена оснований, так как в стенах нескольких старых церквей (рижская церковь Якова, церковь Пярну-Яагу-пи) в XVIII веке, по данным Хупеля, действительно находили скелеты.
Есть еще другие легенды. Раз в сто лет под подвальными сводами собираются вороны. Кто услышит и поймет их разговор, станет сверхмудрым. Ходят слухи о подземном ходе, который якобы ведет из Домской церкви в пещеры Арукюла на заречной стороне Эмайыги. Местная почва для этого негодна, но особенно в Северной Эстонии, действительно, находили потайные ходы длиной больше километра. На Домберге легенду питают остатки построенных для обслуживания бастионов подземных ходов.
После переезда библиотеки в новое здание выдвигались разные проекты по консервации развалин и постройки там летней сцены. В 80-е годы польские реставраторы успели отреставрировать только бывшую библиотеку, где теперь находится открытый в 1976 году в главном здании Музей истории университета, конференц-зал и великолепный камерный зал. В музее представлена беспримерная экспозиция по истории науки с оригинальными приборами и печатными изданиями за всю историю университета. В бывшем читальном зале с хорами и лестницами проводятся концерты, конференции и выставки. Последние устраиваются также в т.н. зале Моргенштерна на третьем этаже.
В 2001 году была начата консервация руин и строительство обзорной платформы, которое завершилось к ганзейским дням 2005 года.
Другие материалы по теме:
Когда-то, очень давно, этот собор, стоящий ныне в руинах, господствовал над всей панорамой города Тарту.
Собор
был заложен в середине XIII века, к концу того же столетия он был почти
полностью завершён в своём первоначальном виде. Тогда на северной своей
стороне он имел целый ряд капелл. В XV веке собор ещё больше расширили
и теперь с южной стороны тоже располагались капеллы. Так строился
собор, не имевший аналогов во всей Ливонии.
Необычен западный фасад собора, благодаря огромным башням пристроенным в XV веке.
Во
второй половине XVI века, во время Ливонской войны, собор сильно
пострадал, был заброшен начал медленно, но верно разрушаться. Верхние
части башен собора были снесены в 1770 году. В результате неудачной
перестройки в начале XIX века восточной части здания под
университетскую библиотеку, было искажено алтарное помещение собора.
Но
этот собор до сих пор поражает своей монументальностью и величием.
Когда входишь в его развалины чувствуешь, что хоть это и руины, но и в
них есть немалая часть того величия, каким обладал собор, когда твёрдо
стоял на земле.
Надо сказать несколько слов о причинах
побудивших строителей этого уникального собора воздвигнуть его именно в
Тарту. Прежде всего, следует помнить, что в Тарту находилась резиденция
богатого и влиятельного епископа, которому по чину полагалось иметь в
своём распоряжении солидный собор.
Источники: * http://rus.delfi.ee/
Хроники сообщают, что в 1224 году город Тарту был избран местом будущего собора.
Строительные работы развернулись, вероятно, во 2-й трети XIII в.
По
первоначальному плану это была трехнефная базилика с восемью травеями.
Для внешней архитектуры этой кирпичной постройки характерны массивные
контрфорсы, а для интерьера - почти отсутствие гладких стенных
поверхностей. Стены здесь насыщены карнизами, оконными проемами, нишами под ними и вертикальными опорными тягами. После
того как возведение внешних стен базилики частично завершилось, она
стала достраиваться как зальная церковь; на ее северной стороне между
контрфорсами были сделаны капеллы. Но затем, вероятно, уже в XIV
в. продольную часть церкви снова превратили в базилику, и при этом на
южной ее стороне возвели межконтрфорсные капеллы.
Достойны
внимания восьмигранные столбы с угловыми тягами центрального нефа,
которые повернуты углами в сторону нефа. Чрезвычайно редок для Ливонии
имеющийся в соборе обозначенный нишами трифориумный пояс. Стены
центрального нефа поддерживались сбоку треугольными опорными стенками,
расположенными над сводами боковых нефов, заимствованными из
цистерцианской архитектуры.
О первоначальном хоре точных данных нет;
предполагается, что он был квадратным, с полукруглой апсидой. Очевидно,
в конце XIV или в начале XV в. был заложен новый хор с деамбулаторием.
Расположение восточного столба на его центральной оси указывает на
возможное влияние парлеровской архитектурной школы 2-й половины XIV в. Возможно
также, что этот хор планировался как базилика но в 1470-х гг. был
закончен уже как зальное помещение. На восточном щипце собора
располагались полигональные башенки.
Первоначальный западный фасад
собора членили контрфорсы, полигональная башенка и портал, перед
которым раполагался притвор с открытой передней стороной. Подобные
притворы были задуманы также на южном и северном фасадах.
Вероятно,
в конце XV-начале XVI в. перед западным фасадом появилась массивная
постройка с двумя большими башнями, которая имела и оборонное значение.
Мастер-строитель башен, возможно, перестраивал также епископский замок
в Вастселийне.
Со времен Ливонской войны собор в развалинах. В
связи с укрепительными работами в XVIII в. верхние части башен были
снесены. В 1804-1807 гг. хоровая часть перестроена в библиотеку
университета (архитектор И.В. Краузе).
Источники: * http://www.world-art.ru Домский собор является одним из ведущих памятников готической культовой
архитектуры в Эстонии.
В средневековье над всей панорамой Тарту вместе с
епископским замком господствовал кирпичный комплекс собора, посвящённый
апостолам Петру и Павлу. В наши дни даже развалины его поражают величием.
Собор
был заложен в середине 13 века, к концу того же столетия он был почти
полностью завершён в своём первоначальном виде. Здание тогда имело 4
нефа. 4-ый неф образовался из ряда капелл, встроенных между сильно
выступающими контрфорсами северной стены. Эти капеллы объединялись в
одно пространственное целое с боковым нефом при помощи проёмов в
северной стене собора.
В 15 веке собор стал пятинефным, пятый неф
образовался на южной стороне собора из таких же капелл, как и
северный. Так сложилась плановая и пространственная структура
собора. Первоначальный вариант церкви, имевший ряд деталей, характерных
романской архитектуры, был готов в конце 13 века. О богослужениях в этом
соборе в 1299 году писал епископ Бернхард.
У церкви, построенной к
этому времени не было двух монументальных башен, а были только
маленькие, полукруглые башенки на западном фасаде,в ход тоже находился в
западной стене.
Перестройка собора началась в первой четверти 14
века и длилась много лет. Продольное помещение было переделано в
трёхнефную базилику, и этот вид оно сохранило до сих пор. Своды
продольного помещения опирались на восьмигранные столбы. Своеобразен
западный фасад собора благодаря массивным башням.
В 15 веке было
перестроено алтарное помещение, однако, не в виде базилики как
продольная часть, а в виде полигонального трёхнефного зала. Своеобразное
явление, редко встречающееся в Эстонии, представляет опорный
столб, находящийся на центральной оси хора. По данным работ доктора
искусствоведения В.Вага в этом отношении хоры собора имеют сходство с
хорами церквей в Чехии и Южной Германии.
Мощные две башни в западной
части собора (в 15 веке 68 метров) были построены во второй половине 15
века. Часть башен была разрушена по стратегическим соображениям во
второй половине 18 века. Наличие двух башен-редкостное явление в церквах
Эстонии.
Интерьер Домского собора пострадал уже в январе 1525 года,
когда охваченные реформационным движением, народные массы уничтожали в
церквах алтари и иконы. Разрушение собора снаружи началось во время
Ливонской войны. Церковь стали использовать как помещение для хранения
соли и зерна. Общее состояние здания всё же было ещё настолько
хорошим, что предполагалось восстановить церковь, но продолжавшиеся
военные действия не дали осуществить эти намерения.
Деревянные части
собора сильно пострадали в 1602 году, когда город был осаждён польскими
войсками. В городе не хватало топлива, и солдаты сожгли почти все
деревянные части собора. Многие своды церкви разрушило время.
В 1580 году кардинал Радзивил писал, что без больших затрат собора не восстановить.
В 1613 году собор был уже в развалинах. Окончательно разрушен в 1624 году при пожаре, возникшем от костров Ивановой ночи.
Долгое время в уцелевшей части собора находилась библиотека Тартуского университета (до постройки нового здания). В настоящее время находится Музей Тартуского университета и ведутся работы по реставрации разрушенной части собора.
Источники: * В.Д.Иванов "Знаешь ли ты свой город? Тарту"