Завоевывая Прибалтийский край, крупные феодалы —
магистр Ордена и епископ — раздавали земли рыцарям и священникам в
ленное пользование, делая из них своих вассалов. Но до 40-х гг. XIII в.
и крупные, и мелкие феодалы жили в укрепленных городах. Только после
того как невиданными по своей жестокости способами им удалось крестить
местное население и подавить многократные выступления крестьян, они
перебрались на свои ленные земли, отбирая под барскую запашку и часть
крестьянских наделов. Таким образом складывалось хозяйство феодала, и
его имение стали называть мызой.
Владелец мызы, вассал крупного феодала, получил ничем не ограниченные
права распоряжаться жизнью и смертью эстонского крестьянина. Историки
А. Вассар и Г. Наан указывали на существование в Северной Эстонии так
называемого права Вальдемара-Эрика (1315): «Король обязан дать им (т.
е. вассалам) лен с правом живота и смерти на селе, на поле, в лесу, в
воде — повсюду, куда заходит граница земель ленника». При этом решения
вассала не подлежали обжалованию. Крестьяне были закреплены за землями
ленника. Суровыми штрафами феодалы старались подавлять малейшее
сопротивление, превращая их в рабов. Штрафовали за все, в том числе и
за невыполнение католических обрядов. Если крестьянин не в состоянии
был уплатить штраф, он должен был поклясться на кресте, что не уйдет от
феодала, то есть до смерти останется его рабом.
По примеру права Вальдемара-Эрика
феодалами были составлены правовые положения и в других районах
Эстонии. Например, существовал порядок, когда эст, обвиненный под
присягой в каком-либо проступке, мог доказать свою невиновность, только
пройдя испытание огнем. Его заставляли держать в руке кусок
раскаленного железа, и если у него появлялись ожоги, вина считалась
доказанной. Такой же варварский способ практиковался при решении споров
между феодалами о границах земель: крестьян обоих феодалов подвергали
испытанию каленым железом, если и те и другие получали ожоги, то
спорный участок делился между феодалами пополам. Существовало также
испытание водой: обвиняемого бросали в колодец, и если он сразу не шел
ко дну, а плавал на поверхности, вина его считалась доказанной, потому
что вода не хотела принимать «преступника».
О намерении основать в Эстонии мызу впервые
упоминается в источниках в 1229 г. Эзель- Викский епископ Готфрид
пообещал Дюнамюндскому монастырю, расположенному на неплодородных
землях среди больших лесов и испытывавшему острый недостаток в хлебе,
выделить для основания мызы в пределах своего епископства две деревни и
пять гаков земли по выбору самих монахов, что и было сделано до 1238 г.