Добро пожаловать на познавательный портал о городе Тарту на русском языке: Тарту - Юрьев - Дерпт ۩
Пятница, 15.11.2019, 13:30 Приветствую Вас Гость



Главная | Регистрация | Вход

Точное время
Погода
Меню сайта
3D-панорамы
Виртуальный тур по Тарту
Партнеры


Культурные события
Культурные события в Тарту

Культурные события в Эстонии
Билетная касса
Piletilevi.ee
Радио онлайн
Визы
в Эстонию

Посольство Эстонии в Москве
Генеральное консульство Эстонии в Санкт-Петербурге
Посольство Эстонии в Минске
Посольство Эстонии в Киеве


Оформление Визы в Эстонию

PONY EXPRESS визовый сервис


в Россию, Украину, Беларусь

Посольство России в Таллинне
Канцелярия консульского отдела посольства в Тарту
Посольство Республики Беларусь в Эстонии
Посольство Украины в Эстонии

Обзор СМИ
Tartu Postimees

Информационный портал Delfi

День за Днем

Столица
Контакты


Копилка - помощь сайту

Анализ веб сайта

Основание князем Ярославом Мудрым города Юрьева

Одним из наиболее достоверных и ранних письменныхсвидетельств об отношении русских князей к прибалтийским народамявляется летописный рассказ о том, как великий князь Ярослав в 1030 г.отправился из Новгорода в поход на эстов и основал город Юрьев(названный так в честь христианского имени князя). «В лето 6538. Семьже лет иде Ярослав на чюдь, и победи я, и постави град Юрьев».Предполагают, что поводом к походу Ярослава могло послужить тообстоятельство, что эсты приняли сторону Канута, короля Дании и Англии,противник которого Олаф Толстый, король Норвегии, получил помощь отЯрослава.

Юрьев, реконструкция городища

Крепость, основанная Ярославом, находилась насамой высокой возвышенности заболоченной луговой поймы реки Эмайыги.Здесь проходили торговые пути, соединявшие южноэстонские и латвийскиеобласти, а также ремесленные центры Новгорода и Пскова с гаванямиСеверной Эстонии и Балтийским морем. В этот период появилисьмногочисленные укрепленные городища, на их месте со временемобразовался целый ряд поселений городского типа: Юрьев, Отепя,Линданисе, Вильянди и др. Обострилась межплеменная рознь, участилисьстолкновения с соседними племенами, в частности с варягами. Эсты нетолько оборонялись от варягов, но и сами предпринимали походы на островГотланд, в прибрежные районы Швеции и Дании. Примерно такой же характерносили отношения между эстонскими и славянскими племенами. В то жевремя «проходил и торговый обмен между племенами», а также с Новгородом и Псковом.

Очень скудны сообщения письменных источников доXVI–XVII вв. о возникновении и развитии Юрьева. Кроме упомянутоголетописного известия и «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского,описывавшей главным образом политические события, касавшиеся Юрьева(Дерпта) начала XIII в., больше нет ничего достойного внимания, поэтомуисключительный интерес представляют археологические раскопки 60-х гг.нашего века на территории современного Тарту (Юрьева). Самый древнийпериод существования городища относится, по всей вероятности, ксередине I тысячелетия и продолжается до VII–VIII вв. В слое этогопериода были найдены «фрагменты лепной керамики разных типов, в томчисле незначительное количество текстильной и штрихованной керамики,характерной как для эстонских, так и для славянских древностей первойполовины I тысячелетия по Рождеству Христову».Изучение находок слоя, относящегося к X–XI вв., показало, что здесьпреобладают фрагменты керамики, характерные для Новгорода начала исередины XI в., в то время как на других городищах и могильникахЭстонии она нигде не встречается.

Это является весьма существенным признаком связи населения Юрьева срусскими ремесленниками и купцами или поселенцами, через нихраспространялись в городе гончарные изделия русского происхождения.Среди других находок этого же периода можно отметить железныенаконечники стрел, похожие на наконечники стрел из древнерусскихдружинных курганов и в значительной степени характерные для Новгорода.При раскопках в других областях Эстонии они не найдены, аследовательно, не употреблялись и не были там известны. К предметам,изготовленным русскими ремесленниками, относятся также витые бронзовыебраслеты, ключи и замки так называемого киевского типа.Любопытны также несколько черепков красноглиняных амфор домонгольскогопериода, которые могли попасть в Юрьев только через русских. Амфорытакого типа не встречаются на территории Эстонии нигде, кроме Тарту.Упомянутые находки позволили археологу В. Труммалу сделать вывод, чтопамятники материальной культуры этого периода могут быть связаны срусским поселением 30-х гг. XI в. Он также считал, что «защитныесооружения и остальные постройки городища могли погибнуть вероятнеевсего в результате пожара 1061 г.». Согласно летописи весной 1061 г.эстонские крестьяне сожгли Юрьев и находящиеся близ него деревни,чтобы избавиться от власти местных князей, а также, по-видимому,свергнуть власть и русского князя. Некоторые ученые, в том числе и Х.А. Моора, в свое время высказывали предположение, что Юрьев мог быть вто время чем-то вроде вотчины русского князя.По-видимому, жившим здесь русским чиновникам построили исоответствующие дома — «хоромы», которые упоминаются в той же летописи.Эти летописные сведения объясняют наличие в Юрьеве материальнойкультуры древнерусского происхождения.

При Ярославе и после него город развивался и рос,укреплялись и культурные связи с Русью. Об этом можно судить понайденным в других частях города черепкам глиняных сосудов разныхтипов, аналогичных керамике Новгорода и Пскова XII–XIII вв. Такая жекерамика представлена на городище в слое следующего строительногопериода. По археологическим данным, экономические и культурные связи сНовгородом и Псковом продолжались и в течение XIII–XIV вв. 

По письменным источникам известно о существованииторговых отношений между Юрьевом (Дерптом) и Новгородом в XIII–XV вв.Оба города были связаны с Ганзейским союзом, основанным в конце XIIIв., и, судя по документам, Юрьев играл в нем важную роль, потому чтовсегда упоминался на втором месте вслед за Ригой.

Представляет особый интерес вопрос о положениирусского населения города после прекращения русского владычества.Летописец говорит, что народ их «хоромы пожгоша». По более поздним сведениям, в Юрьеве, в Заречье, на левом берегу Эмайыги, на холме был основанрусский пригород. Источники же XV–XVII вв. говорят и о существовании«Русского конца» на правом берегу реки.Есть основания думать, что оба названные поселения тесно связаны междусобой, но когда они возникли, установить трудно. Источники XV в.характеризуют «Русский конец» как юридически самостоятельное поселение,которое имело свою администрацию, торговый двор и церковь.

Об этом свидетельствует и найденная в Псковеюрьевская печать XV в., опубликованная В. Л. Яниным.Он отмечал, что эта печать, своей символикой связанная со святымГеоргием, подтвердила наличие в Русском конце Юрьева церкви святогоГеоргия. Об этой церкви на левом берегу реки, а следовательно в русскомпригороде, рассказывал Киевский митрополит Исидор, который в 1439 г.направлялся из Москвы на Ферраро-Флорентийский Собор через Юрьев.Среди археологических находок в Заречье есть редкаямонета XI в., с образом небесного покровителя князя Ярослава — святымГеоргием Победоносцем,а также серебряные украшения начала XII в. По мнению М. Х. Шмидехельм иЕ. Ю. Тыниссон, некоторые из этих украшений изготовлены в одном изрусских ремесленных центров. Украшения найдены в своеобразномсеребряном сосуде, происхождение которого А. В. Банк считаетвизантийским.Эти находки являются бесспорным доказательством существования торговыхсвязей Юрьева с Древней Русью. Священник Н. Когер, изучавший историюхрама святого Георгия в Юрьеве, указывал, что во время нападениякрестоносцев на город в 1224 г. эта церковь была разрушена.

Но существуют данные и о другой церкви в Юрьеве, построенной во имя святителя Николая.Епископ Павел утверждал, что князь Ярослав построил здесь двеправославные церкви, «одну — во имя св. Николая Чудотворца, другую же —во имя своего ангела, великомученика Георгия». О существовании двух церквей, по мнению А. Сапунова,говорит и повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря:«Бяше же в то время священник некий, именем Иоанн, от Московскиястраны, по прозванию Шесник; сей Иоанн бе священствуя во граде ЮрьевеЛивонском со Исидором пресвитером в храме святаго Николая Чудотворца ивеликомученика Георгия, его же великий князь Ярослав ВладимировичКиевский от имения своего устроил».

Память об основании князем Ярославом церквей вЮрьеве сохранялась, и на факт их основания впоследствии неоднократноссылались в различных дипломатических документах. Так, в частности,царь Иоанн IV писал датскому королю Фредерику II, предъявлявшему своиправа на Эстонию: «Великий князь Георгий Владимирович, именуемыйЯрославом, завоевал Ливонию, основал город Юрьев, построил там церквигреческие, обложил всю землю данию».

При сыне и преемнике царя Иоанна Феодоре Иоанновичерусские бояре выдвигали те же аргументы послам германского императораРудольфа II: «Великого государя нашего прародитель великий князьЯрослав город Юрьев поставил в свое имя и храм в Юрьеве ангела своегоимя страстотерпца Христова Георгия поставил».

Во время раскопок в Тарту в 1982 г. на территорииБотанического сада были обнаружены человеческие кости, а впоследствии иостатки выложенной из кирпича и булыжника стены. Ученые высказалипредположение, что это древнее кладбище и северная часть фундаментапредполагаемой Георгиевской церкви XIV–XV вв. По-видимому, в конце XVв. церковь святого Георгия была уже разрушена, вероятнее всегодеятелями Ганзы, мстившими за закрытие Торговой палатой важного дляГанзы «Петровского двора». Еще в 1918 г. местный краевед и историкгорода Тарту Рихард Отто предположил, что церковь святого Георгияпервоначально находилась на улице Лай в районе так называемых Русскихворот, теперь это территория Ботанического сада. Его предположениеподтвердилось записью, найденной в одном из протоколов городской ратушипод 1555 г., о том, что церковь святого Георгия находилась во владениинекоего Ханса фон Карпена, «что перед Русскими воротами». Эта версияподтверждается также и тем, что одна из угловых башен расположеннойздесь городской стены носила название Георгиевской еще в 1590 г. Хрампо своему типу напоминал так называемые купеческие церкви, в которыхимелись и обширные помещения-склады. К сожалению, конкретныепредставления о подобных русских церквах отсутствуют. В Риге и Таллинена предполагаемом месте подобных построек расположены теперь новыежилые кварталы, и потому они закрыты для раскопок археологов.

Начиная с XVI в. письменные памятники упоминаютуже только об одной церкви в Юрьеве (Дерпте) — во имя святителяНиколая. Она находилась первоначально на территории двора современнойпочтовой конторы на углу улицы 21 Июня. В период Реформации зданиесильно пострадало. В конце XVI в. церковь принадлежала иезуитам, а кXVII столетию ее здание пришло в полную негодность и было разрушено.

http://www.sedmitza.ru/text/430064.html



Язык сайта
Новости сообщества
Наши проекты
Поиск по сайту
Поиск по сайту www.dorpat.ru
Телепрограмма
Вход на сайт
Радиостанции Тарту
Радиостанции Тарту
Праздники Эстонии
Праздники Эстонии
Статистика сайта


Участник Премии Рунета 2012
Яндекс.Метрика

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет


www.copyright.ru