Добро пожаловать на познавательный портал о городе Тарту на русском языке: Тарту - Юрьев - Дерпт ۩
Воскресенье, 19.11.2017, 23:14 Приветствую Вас Гость



Главная | Регистрация | Вход

Точное время
Погода
Меню сайта
3D-панорамы
Виртуальный тур по Тарту
Партнеры


Культурные события
Культурные события в Тарту

Культурные события в Эстонии
Билетная касса
Piletilevi.ee
Радио онлайн
Визы
в Эстонию

Посольство Эстонии в Москве
Генеральное консульство Эстонии в Санкт-Петербурге
Посольство Эстонии в Минске
Посольство Эстонии в Киеве


Оформление Визы в Эстонию

PONY EXPRESS визовый сервис


в Россию, Украину, Беларусь

Посольство России в Таллинне
Канцелярия консульского отдела посольства в Тарту
Посольство Республики Беларусь в Эстонии
Посольство Украины в Эстонии

Обзор СМИ
Tartu Postimees

Информационный портал Delfi

День за Днем

Столица
Контакты


Копилка - помощь сайту

Анализ веб сайта

Яановская церковь
(Церковь Св. Иоанна Крестителя, St. John's Church, Jaani Kirik)


Яановская церковь (Jaani Kirik)
г. Тарту, Ивановская, 5 (Jaani, 5)

Средневековые памятники зодчества составляют, пожалуй, наиболее ценную часть довольно богатого архитектурного наследия Эстонии. Особое место принадлежит здесь тартуской Яановской церкви. Прежде всего, благодаря тому, что снаружи и изнутри церковь украшена многочисленными декоративными  деталями, изготовленными из терракоты - обожженной глины. Первоначально их число превышало тысячу. К сожалению, на протяжении долгой истории церкви многие из них были разрушены, однако до наших дней все же сохранилось внушительное количество этих терракотовых скульптур.

Несмотря на то, что терракота была достаточно известным материалом в средневековом зодчестве, во всей средневековой готике не найдется больше ни одного сооружения, способного соперничать с тартуской Яановской церковью ни по величине, ни по высокому уровню исполнения скульптур в такой технике.

Яановская церковь (Jaani Kirik)
Яановская церковь

Благодаря этому тартуская Яановская церковь является, безусловно, не только  интереснейшим культовым зданием местного значения, но и весьма заметным архитектурным памятником в масштабе всей западноевропейской готики. Кстати, уже в 1558 году, в вышедшей в Кельне книге, описывающей события времен реформации в Тарту, ее автор Тилеманн Бреденбах называет высочайшим художественным достижением построенную с большим размахом церковь св. Иоанна Крестителя (Яановскую церковь), которую украшали в числе других скульптур фигуры 12 святых апостолов.

Хотя Яановская церковь за свою историю неоднократно разрушалась и восстанавливалась, а с 1944 г. находилась в руинах, ее средневековый внешний облик легко угадывается и сегодня. По своей конструкции Яановская церковь представляет собой трехнефную базилику с массивной западной башней. Средний неф церкви соединяется с продолговатой, имеющей многоугольное окончание алтарной частью, в северном крыле которой находится ризница. К южной продольной части церкви была пристроена позднее так называемая Любекская часовня – напоминание о ганзейских временах, когда тесные торговые отношения связывали Тарту в первую очередь с немецким Любеком и Россией.

Поскольку церковь не строилась по единому плану, свой окончательный внешний облик она получила, лишь пережив несколько перестроек и, очевидно, катастроф. Первоисточники не слишком проясняют историю строительства церкви. Известно лишь, что в 1323 г. церковь, или, по крайней мере, ее приход уже существовали. Сведения об истории церкви добавились в ходе археологических изысканий, которые помогли составить пусть и далеко неполную картину возведения собора. 

Яановская церковь (Jaani Kirik)
Яановская церковь, план
автор фото: H. Pardane 23.09.1988

Так, выяснилось, что история строительства церкви уходит вглубь веков значительно дальше, чем это может казаться по ее внешнему виду. В ходе раскопок здесь были найдены фрагменты продольного деревянного сооружения, протяженностью с востока на запад, в западной части которого покоились захоронения. Данное строение датируется второй половиной XII – началом XIII в.в. К сожалению, по весьма незначительным фрагментам весьма трудно судить об общем облике сооружения, однако вполне вероятно, что это была именно церковь, причем это первое и единственное сохранившееся до наших дней свидетельство существования христианского храма в Эстонии еще до ее завоевания и тотальной христианизации XIII в. 

Краеугольный камень церкви был заложен в части хор, ширина которых была сравнима с алтарным помещением, но, в отличие от него, с прямым окончанием. Продолжительный период возведения церкви начался предположительно в конце XIII века, тогда же перешли к новой технике строительства фундамента. Поскольку Тарту расположен в речной долине с довольно болотистой почвой, решено было, для придания нижним стенам церкви большей устойчивости, возвести их на деревянных плотах. По всей верятности, строительство начали с башни и прилегающей к ней западной стены, как самой массивной части церкви, проектируя в то же время пропорции главного помещения и возводя соответствующие опоры. Однако, вскоре после начала строительства опорных колонн среднего нефа, происходит существенное изменение в первоначальных планах строителей.

По все видимости, первоначально планировалась достаточно узкая триумфальная арка над алтарем, которая бы резко разделяла хоры церкви и основное приходское помещение. Вместо этого приняли решение о расширении арки, для чего понадобилось расширить также центральный неф. Поскольку его габариты в западной части были определены уже практически возведенной башней, неф получился причудливо расширяющимся в восточном направлении. Это, в свою очередь, привнесло новые изменения в части фундамента, которые, увы! - отнюдь не способствовали устойчивости церковных стен.

С большой долей вероятности можно утверждать, что в архитектурном облике  возведенной во второй половине XIV в. церкви доминировала массивная западная башня, верхняя часть которой датируется примерно XVIII веком.  

Западный портал церкви украшал декоративный фронтон – вимперг, в нишах которого находились 15 скульптур. Центральную фигуру, Христа на престоле (копия XX в.), окружают молящаяся Мария, Иоанн Креститель и 12 апостолов.

Композиция представляет собой так называемый деисус – сцену страшного суда и моления-заступничества за людей перед Иисусом Христом Богоматери, Крестителя и святых апостолов. Верхушка вимперга пересекается с фризом, который продолжается также в верхней части стен бокового нефа. По еще одному фризу в верхней части фасада башни можно судить о былой высоте и форме готических стен.

Наиболее пышно были декорированы интерьеры церкви, особенно в части центрального нефа. К сожалению, до наших дней сохранились лишь остатки былого величия. Так, лишь большие кирпичные блоки в стволах церковных пилястр указывают сегодня на то, что раньше там находились скульптурные фигуры под балдахинами. На капителях пилястр и сегодня виден растительный орнамент с  геральдическими лилиями, с которыми соседствуют изображения фантастических драконоподобных существ, однако второй ряд сидящих скульптур на капителях, увы, не сохранился. 

Церковь Св. Иоанна Крестителя, St. John's Church, Jaani Kirik

Эксклюзивным является оформление главной стены между аркадами и верхними, оконными частями приходского помещения. Ряды ниш (по три в каждой части) создают иллюзорный трефолий, где также расположены сидящие скульптуры под балдахинами, в центре - фигуры в коронах и со скипетрами. Образцы подобного уникального оформления главной стены можно встретить лишь в английской готике.

Терракотовым скульптурам принадлежит большая роль также в оформлении торцевых стен центрального нефа церкви. В нише высокой арки западного торца башни находится скульптурная группа - Христос на престоле (Majestas Domini) и шесть фигур святых рядом с ним. На месте триумфальной арки в восточной стене находился фриз со скульптурами, а также скульптура распятого на кресте Христа высотой в человеческий рост, установленная после того, когда церковное пространство стало принимать форму базилики. В боковых нефах архитектурный облик церкви дополняли небольшие пилястры и декорированные сводчатые консоли. Ключевые камни стрельчатых сводов основного нефа были украшены символами Христа и евангелистов. 

Несколько скромнее были оформлены хоры церкви. Исключительным примером в эстонской архитектуре можно считать декорирование цветочным орнаментом стрельчатых арок. В довольно хорошо сохранившихся сводах ризницы видны символы Марии (роза) и Иисуса (агнец).

Любекская часовня в своем строительстве также прошла сложный и длительный путь, результатом которого стало двухсводчатое, с многоугольным окончанием помещение, объединенное с главным нефом посредством большого портала. 

Новейшая история Яановской церкви – это, к сожалению, прежде всего история  разрушений. Серьезно пострадала церковь в 1708 году, во время Северной войны. Пушечный огонь русской армии нанес урон церковной башне, верхняя часть которой, по-видимому, обрушилась прямо на центральный неф, уничтожив также своды хоров церкви. В ходе срочных восстановительных работ уменьшили высоту центрального нефа, увеличив в то же время высоту хоров и покрыв их общей крышей. Впоследствии изменился прежде всего облик южного торца церкви, где уже в XVII веке установили реконструированную Любекскую часовню. Позднее сюда же поместили несколько фамильных часовен-усыпальниц: в1746 г. - К. фон Мюниха, образовав новый портал в стиле барокко в западном торце башни, а в 1769 – Э. фон Мюниха в южной части башни. 

В 1820-1830 г.г. по проекту Г.Ф.Гейста были реконструированы интерьеры церкви с целью придать им вид античного храма. К сожалению, это явилось для церкви, пожалуй, самым большим ударом за всю ее историю. Дело в том, что ко времени реконструкции еще было цело большинство украшавших интерьеры церкви скульптур, но поскольку они входили в противоречие с классицистскими канонами, по которым хотели реконструировать церковь, скульптуры попросту уничтожили. Сохранились лишь некоторые из них, которые оказалось легче не разрушить, а замуровать внутри стен и заштукатурить.

Фасад церкви реставрировался в 1899 г. под руководством архитектора В.Бокслаффа. В ходе этих работ были удалены со стен облицовочные слои, под которыми обнажились внешние скульптуры. Восстановлена была и поверхностная отделка, разрушенные скульптуры и детали заменены копиями. По понятным причинам, тогдашняя реставрационная практика не всегда опиралась на точные теоретические исследования, поэтому при реконструкции иногда давали волю фантазии.

После восстановления фасада планировалась также реставрация внутренних помещений, однако планам помешала первая мировая война. До второй мировой войны церковь сохраняла свой прежний внешний облик. В августе 1944 года, во время бомбардировки Тарту, Яановская церковь сгорела. 

Каур Альтоа
http://www.visittartu.com


Заложена, очевидно, в последние десятилетия XIII в., построена в XIV в. В истории ее строительства много неясного. К трехнефной, пятитравейной базиликальной части этой кирпичной церкви примыкает однонефный, сильно вытянутый хор с полигональным завершением.

Яановская церковь (Jaani Kirik)

Своим удлиненным планом хор напоминает постройки доминиканцев. У северной стороны хора расположена ризница, к западному фасаду примыкает квадратная башня, а к южному - Любекская часовня, также с полигональным завершением, сильно перестроенная. Снаружи стены церкви имеют контрфорсы. На западном фасаде расположен главный портал без импоста, с вимпергом над ним. Церковь св. Иоанна Крестителя замечательна прежде всего своими терракотовыми скульптурами. Вимперг главного портала украшен предположительно сценой Страшного суда: здесь представлены фигуры Христа (копия XX в.), Марии, Иоанна Крестителя, двенадцати апостолов. Неизвестно, идет ли оформление этого вимперга из средневековья или является более поздней реконструкцией. По верху внешних стен церкви идет пояс скульптурных портретов в четырехлопастных нишах, продолжающийся также и на башне.

Несколько выше, на башне, расположен еще один ряд полуфигур в трехлопастных нишах, который, очевидно, является продолжением несохранившегося скульптурного фриза верхней части стен центрального нефа. Столбы центрального нефа в плане квадратные и имеют заостренные валики на углах. Подобно тартускому Петропавловскому собору, стены центрального нефа поддерживались сбоку треугольными опорными стенками, которые располагались над сводами боковых нефов. Крестовые своды с нервюрами сохранились только в южном нефе. На рельефных замковых камнях сводов изображены символы евангелистов. Особенно богат скульптурным декором интерьер церкви и - более всего - ее центральный неф. На столбах располагались фигуры под балдахинами (не сохранились), на импостообразных капителях - рельефы: драконы, растительные мотивы, геральдические лилии, над аркадами - пояс скульптурных портретов в четырехлопастных нишах, подобный расположенному на внешней стене (на фотографии слева). Выше него - псевдотрифорий из ниш с сидящими в них фигурами под балдахинами (на фотографии слева). Такое решение псевдотрифория является исключительно редким во всей готической архитектуре, уходящим своими корнями в Англию. На западной стороне центрального нефа расположена высокая арка, соединяющая помещение башни с интерьером церкви, верхняя часть которой обрамлена семью фигурами в нишах: центральная из них - Спас на престоле. На восточной стене, над триумфальной аркой, располагалась группа распятия с Марией и Иоанном Крестителем в натуральную величину. Возможно, эта группа первоначально находилась где-то в другом месте (на алтарной преграде?). Церковь пострадала в 1708 г., во время Северной войны, когда были разрушены своды центрального нефа и хора и частично башня. При восстановлении церкви в XVIII в. центральный неф стал ниже, зато стены хора были надстроены. В 1-й трети XIX в. церковь получила классицистическое оформление (архитектор Г.Ф. Гейст). В 1899-1904 гг. были реставрированы фасады (архитектор В. Бокслафф).

© В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алтоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г.



Во время последней войны церковь была превращена в развалины и долгое время в церкви велись работы по консервации, изучалась история этого во многих отношениях исключительного памятника. И только в 2000 году церковь приобрела медный шпиль, а внутри продолжаются реставрационные работы.



Церковь с поразительной щедростью украшенная скульптурой художественного качества, была воздвигнута в 14 веке. По плановому решению она сравнительно проста и традиционна. Длинная и узкая часть представляет собой трёхнефную базилику. Особенно акцентирован широкий главный неф. Стены его верхней части с псевдотрифорием из ритмически повторяющихся ниш покоились на четырёх гранитных столбах. Высокое пространство главного нефа захватывало посетителя,вошедшего в церковь через западный портал и сводчатое помещение под башней и властно вело его к алтарю. Удлинённый однонефный хор, связанный широкой триумфальной аркой и центральным нефом в одно пространнственное целое, завершается на востоке стеной. Помещение хора насыщено светом, благодаря множеству окон. С северной стороны хора находится сводчатая ризница; а у южного нефа большая капелла, известная под названием Любекской часовни, которая позднее была полностью перестроена.

В наружнем облике Яановской церкви доминирует тяжеловесная четырёхгранная башня. Она почти сливается с продольным объёмом церкви и её нижняя часть соединена посредством арочных проёмов не только с главным,но и с боковыми нефами. Это свидетельство о традициях северогерманской кирпичной готики и об утвердившийся там архитектурной символике, согласно которой мощная западная башня была знаком богатого ганзейского города, каким был Тарту тех времён.

Снаружи верхнюю часть церкви и частично башню опоясывает фриз из углублений в форме квадрифолиев (четырёхлистников). В каждой такой нише помещена террактовая голова. Решённый таким образом фриз кажется бесконечным рядом человеческих фигур-голов. В центральной части башни находится второй фриз. Он состоит из погрудных скульптурных изображений, помещённых в нишах с трёхпластным арочным завершением. Из трёх больших профилированных порталов лучше других сохранился главный – западный. Он увенчан высоким вимпергом, украшен двумя сходящими к верху рядами ниш с сидящими фигурами. Существует предположение, что скульптурная композиция вимперга связана с темой страшного суда. Внутри церковь украшена террактовыми скульптурами ещё более обильно. Под белыми сводами на стенах естественного кирпичного цвета в определённом порядке разместились сотни призведений в круглой скульптуре-головы и целые фигуры,- и в рельефе, состоящим из мотивов растений и фантастических жвотных. Скульптурный декор располагается не только на консолях, капителях, но и на стенах, которые обычно в эстонских средневековых церквях оставались нерасчленёнными, гладкими поверхностями. Главным местом расположения больших почти в натуральную величину скульптур был псевдотрифорий, который в Яановской церкви размещён выше обычного,в зоне главного нефа непосредственно под окнами. Это обеспечивало скульптуре наиболее выгодные условия освещения. Можно предположить, что этот поток образов представлял как бы три различных сферы «три мира», каким они рисовались средневековому сознанию.

Нижнюю зону образовывали сосредоточенные преимущественно на консолях и импостах столбов изображения человеческих фигур и фонтастических животных, переплетающиеся с растительными мотивами и символизирующие, быть может, демоническую сферу,сферу бездуховного растительного существования. Следующая зона – фрих голов, где с ошеломляющим многообразием выступают представители едва ли не всех сословий, характеров, типов эпохи, символизируя мир земной, человеческий. Над ним, словно под сенью небесных сводов, располагается зона святых, символизирующих мир небесный, святой.

Скульптурный декор Яановской церкви не имеет аналогов в культовой архитектуруе Западной Европы. Он поражает своим изобилием, стройной системой, обусловленной как архитектурной композицией церкви, так и опирающейся на средневековую схоластику идейной схемой. Такое богатство скульптурного убора встречается лишь в английской средневековой архитектуре и во Франции.

Губительной для Яановской церкви оказалась Северная война. В 1708 году церковь лишилась верхней части своей башни. Видимо произошёл взрыв, в результате которого башня рухнула,разбив при падении большую часть сводов среднего нефа.

В 18 веке привели её в пригодное для богослужения состояние, в начале 19 века церковь была перестроена, а в конце 19–начале 20 века основательно отремонтирована. Яановская церковь утратила первоначальный вид и облик интерьера. Только военный пожар 1944 года обнаружил уже никому неведомые скульптуры.

В настоящее время в церкви идут реставрационные работы. После окончания работ предполагается возобновить церковные богослужения и в церкви будет концертный зал с великолепным органом.

=В.Д.Иванов "Знаешь ли ты свой город ? Тарту"=


Важнейшие даты из истории Яановской церкви


Вторая половина XII - начало XIII в.в.
На месте церкви найдены фрагменты деревянного, по всей видимости храмового, сооружения.

1323
Первые свидетельства существования церковного прихода.

1708
После пушечного обстрела Тарту во время Северной войны разрушены верхняя часть башни, а также своды центрального нефа и хоров.

1820-1830
Реконструкция интерьеров церкви в виде античного храма по проекту архитектора Г.Ф.В.Гейста. Уничтожена большая часть скульптур интерьера, немногие сохранившиеся скульптуры замурованы в стены и заштукатурены.

1899-1904
Реставрация фасада церкви под руководством рижского архитектора В.Бокслаффа. От штукатурки освобождены внешние замурованные скульптуры, часть ранее уничтоженных скульптур заменена копиями.

1944
После налета на Тарту советских бомбардировщиков Яановская церковь сгорает.

1952
Происходит обрушение северной стены центрального нефа.

1989
Начало восстановления церкви силами польской фирмы PKZ, а с 1991 года – строительной фирмой OÜ Wunibald Ehitus.

1997
Возобновление работы тартуского Яановского прихода Эстонской евангелической лютеранской церкви (EELK).

1999
Церковь получает новый церковный кивер и два новых бронзовых колокола.

2002
Руководство строительными работами с целью завершить восстановление церкви в декабре 2004 г. возложено на акционерное общество Ehitusfirma Rand &Tuulberg.

2003
Установлена спроектированная и изготовленная немецкой фирмой Mahr отопительная система церкви.

2004
В январе начались работы по установке окон и полового покрытия.

2005
В мае церковь была открыта для посетителей. Церемония открытия церкви состоялась 29 июня 2005 года.

http://www.jaanikirik.ee/
http://info.raad.tartu.ee/

Наверх




Главная страница - О городе Тарту - Достопримечательности Тарту
Язык сайта
Новости сообщества
Наши проекты
Поиск по сайту
Поиск по сайту www.dorpat.ru
Телепрограмма
Вход на сайт
Радиостанции Тарту
Радиостанции Тарту
Праздники Эстонии
Праздники Эстонии
Статистика сайта


Участник Премии Рунета 2012
Яндекс.Метрика

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет


www.copyright.ru