Добро пожаловать на познавательный портал о городе Тарту на русском языке: Тарту - Юрьев - Дерпт ۩
Четверг, 16.08.2018, 02:18 Приветствую Вас Гость



Главная | Регистрация | Вход

Точное время
Погода
Меню сайта
3D-панорамы
Виртуальный тур по Тарту
Партнеры


Культурные события
Культурные события в Тарту

Культурные события в Эстонии
Билетная касса
Piletilevi.ee
Радио онлайн
Визы
в Эстонию

Посольство Эстонии в Москве
Генеральное консульство Эстонии в Санкт-Петербурге
Посольство Эстонии в Минске
Посольство Эстонии в Киеве


Оформление Визы в Эстонию

PONY EXPRESS визовый сервис


в Россию, Украину, Беларусь

Посольство России в Таллинне
Канцелярия консульского отдела посольства в Тарту
Посольство Республики Беларусь в Эстонии
Посольство Украины в Эстонии

Обзор СМИ
Tartu Postimees

Информационный портал Delfi

День за Днем

Столица
Контакты


Копилка - помощь сайту

Анализ веб сайта

Электронная Еврейская Энциклопедия

ТАРТУ (до 1224 г. и в 1893–1919 гг. — Юрьев, в 1224–1893 гг. — Дерпт), город на юго-востоке Эстонии. Основан в 11 в.

Начиная с 16 в., Тарту регулярно посещали еврейские торговцы. В конце 16 – начале 18 вв. шведские, а затем польские власти запрещали евреям селиться в Дерпте (некоторые исключения допускались с особого разрешения муниципалитета) и изгоняли тех, кто пытался обосноваться в городе в нарушение этого запрета. Тем не менее, к 1704 г., когда Дерпт заняли русские войска (включен в состав России в 1721 г.), в нем насчитывалось несколько десятков евреев. Все они были вынуждены покинуть город после того, как императрица Елизавета Петровна издала в 1742 г. указ об изгнании евреев из России.

В 1802 г. в Дерпте открылся университет, и вскоре в нем появились студенты-евреи. Уже в 1810 г. некий Ш. Вольф окончил факультет права, однако к экзаменам на степень доктора юриспруденции допущен не был. В 1825 г. в университете Дерпта обучалось шесть евреев. С 1830-х гг. отдельным евреям разрешали приезжать в город для лечения в университетской клинике. В 1859 г. десять семей отставных солдат, поселившихся в Дерпте с начала 1850-х гг., образовали миньян и приобрели участок под кладбище; в 1861 г. образовалась хевра каддиша. С середины 1860-х гг. приток евреев в Дерпт усилился; среди вновь прибывших преобладали ремесленники, получившие в то время право жительства за пределами черты оседлости. В 1865 г. численность общины составила 60 семей, в 1869 г. — 70 (397 человек), в 1876 г. — 150; в 1879 г. в Дерпте проживали 616 евреев, в 1881 г. — 667. В первой половине 1880-х гг. некоторым из них, в основном мелким торговцам, обосновавшимся в городе нелегально, пришлось покинуть его; однако еврейское население продолжало быстро увеличиваться и к 1897 г. достигло 1449 человек, а к 1913 г. — 2027 человек. В 1868 г. здесь появился первый раввин, в 1869 г. открылась талмуд-тора, в 1872 г. — небольшой молитвенный дом, в 1875 г. — еврейская начальная школа (в 1887 г. в ней обучались 30 мальчиков и 39 девочек); с конца 1860-х гг. действовало общество Биккур-холим. В 1884 г. Я. А. Якобсон был избран в городскую думу Дерпта. На рубеже 19–20 вв. уровень жизни большинства евреев города повысился, и общине удалось собрать деньги на строительство Большой синагоги Юрьева (освящена в 1902 г., разрушена в годы Второй мировой войны).

В 1860-х – первой половине 1880-х гг. значительно увеличилось число евреев, учившихся в Дерптском университете; к 1887 г. оно достигло 240 человек (15% общего числа студентов); из них около 90% (214 человек) изучали медицину. Поначалу еврейские студенты входили в немецкие и русские корпорации, однако позднее, когда в них усилились антисемитские настроения, стали создавать собственные организации: в 1875 г. возникла еврейская касса взаимопомощи, в 1883–84 гг. — Еврейское литературно-музыкальное общество, Еврейское научное общество (объединились в 1907 г.) и Академическое общество еврейской истории и литературы (в него входил и Я. Бернштейн-Коган). Студенты приняли активное участие в создании еврейской начальной школы и безвозмездно преподавали в ней. После введения в России процентной нормы в высших учебных заведениях (1887 г.) еврейских студентов в Дерптском университете стало значительно меньше.

В 1880-х гг. в Дерпте получили распространение идеи Ховевей Цион (особенно среди студентов); в 1884 г. возникли две ассоциации, члены которых изучали и пропагандировали иврит, и общество помощи еврейским поселенцам в Эрец-Исраэль. Вскоре после 1-го Сионистского конгресса в городе образовалось отделение всемирной Сионистской организации, в 1904 г. начали действовать ячейки Бунда и Сионистской социалистической рабочей партии. В период революции 1905–1907 гг. в Юрьеве существовал отряд самообороны (в него входили представители всех еврейских политических группировок). С начала Первой мировой войны была основана благотворительная организация Цдака гдола; совместно с Академическим обществом она оказывала помощь семьям евреев, мобилизованных в армию, а с 1915 г. — еврейским беженцам из Польши, Литвы и Латвии. После Февральской революции 1917 г. евреи Юрьева создали Демократический клуб, драматическую секцию, детскую сионистскую организацию Шошанне Цион, спортивный кружок; начала работать сионистская организация при Академическом обществе (вначале именовалась Хе-Хавер, затем — Кадима) и секция Хе-Халуца. С захватом власти большевиками в октябре 1917 г. и, в особенности, после того, как в феврале 1918 г. Юрьев заняли германские войска, часть евреев покинула город, деятельность многих еврейских объединений прекратилась или стала менее активной. Тем не менее, в мае 1918 г. состоялись первые выборы в совет общины. После того, как 22 декабря 1918 г. большевики вновь захватили город, они распустили совет и расстреляли одного из его членов. Многие евреи, прежде всего зажиточные, бежали из Юрьева, но большинство вернулось после вступления в город частей эстонской национальной армии (14 января 1919 г.). В мае 1919 г. в Тарту прошел съезд представителей еврейских общин Эстонии, избравший Временный национальный комитет.

В 1910–30-х гг. численность еврейского населения Тарту значительно снизилась, главным образом в результате отрицательного естественного прироста и переезда многих еврейских семей в Таллинн и Ригу. В 1922 г. в Тарту проживали 1115 евреев (около 25% эстонского еврейства), в 1925 г. — 1000, в 1934 г. — 920, в 1938 г. — 800, в 1940 г., после того, как в город прибыли еврейские беженцы из Германии, Австрии, Чехословакии и Мемеля (см. Клайпеда), – 814. В 1935 г. около 30% самодеятельного еврейского населения Тарту составляли торговцы, около 17% — ремесленники, около 13% — рабочие, 8,8% — представители свободных профессий (в том числе 2,3% — учителя), 7,6% — владельцы заводов и фабрик. Еврейские промышленники и коммерсанты, значительную поддержку которым оказывал Еврейский кооперативный банк Тарту (основан в 1922 г.), играли немалую роль в экономической жизни города: по некоторым данным, им принадлежали 44 промышленных и 58 торговых предприятий. В конце 1930-х гг. несколько крупных (в масштабах Тарту) заводов основали беженцы из Германии. Уровень жизни большинства тартуских евреев был в 1920–30-х гг. сравнительно высок. В 1935 г. только 44 человека (5% еврейского населения Тарту) нуждались в благотворительной помощи; им помогали организации Цдака гдола, Линат ха-цедек (основана в 1919 г.) и Женское благотворительное общество (основано в 1934 г.).

В межвоенный период в Тарту существовали отделения ВИЦО, сионистско-социалистической Лиги за трудовую Эрец-Исраэль (с 1928 г.), Союза сионистов-ревизионистов (с середины 1920-х гг.), Всемирного союза общих сионистов, молодежных сионистских движений Ха-Тхия (до 1924 г.), Ха-Шомер ха-ца‘ир–Нецах, Бетар (с конца 1932 г.), спортивный клуб «Маккаби» (с ноября 1919 г.); ячейка Хе-Халуца распалась в первой половине 1920-х гг. Антисионистские позиции занимало созданное в конце 1920-х гг. Общество друзей идиш; некоторые евреи входили в подпольные коммунистические группы или в прокоммунистическое общество Лихт. Почти все еврейские политические организации вели активную культурно-просветительную работу, многие из них открывали библиотеки. В городе работала еврейская типография; неоднократно предпринимавшиеся попытки наладить выпуск газеты на идиш не имели успеха. Община содержала дом престарелых; в 1919–26 гг. в ее ведении находились также еврейские учебные заведения, но с созданием в Эстонии еврейской национально-культурной автономии они перешли в ведение ее руководящего органа — Культурного совета. Начальную еврейскую школу в 1934/35 учебном году посещали около 70% еврейских детей соответствующего возраста (16% учились в немецких, по 7% — в русских и эстонских школах). На протяжении долгого времени обучение в начальной школе велось на идиш, но под давлением сионистов в ней и созданном в 1932 г. еврейском детском саду с 1933/34 учебного года стали постепенно вводить иврит. В 1925 г. открылась еврейская средняя школа; в 1929/30 учебном году в ней насчитывалось 49 учащихся, но в 1934/35 гг. осталось лишь семь, что привело к ее закрытию. В 1937 г. начало работать еврейское реальное училище с преподаванием на иврите и изучением идиш, эстонского и английского языков.

В университете Тарту в 1921 г. обучался 121 еврей; к 1926 г. число студентов-евреев увеличилось до 188, но к 1934 г. снизилось до 96, а к 1940 г. — приблизительно до 50. Действовало несколько еврейских студенческих корпораций — Общество еврейских студентов (1920–21), Лимувия (1922–38), Хашмонай (1923–40; поддерживала сионистов-ревизионистов), Ха-Цфира (женская; 1923–38). В 1934 г. в Тартуском университете открылась кафедра иудаистики (см. Наука о еврействе), ставшая единственным в Прибалтике центром исследования иврита и других семитских языков; инициатором ее создания стал Я. Блюменфельд (основавший в 1930 г. Общество по распространению еврейских знаний через университет Тарту), руководителем — профессор Э. Гулькович (погиб в 1941 г.) из Лейпцига.

Часть тартуских евреев, в основном коммунисты и члены общества Лихт, приняла участие в начавшемся в июне 1940 г. процессе советизации Эстонии; некоторые из них заняли высокие должности в новых органах власти, коммунистической партии и комсомоле. После присоединения страны к Советскому Союзу (июль 1940 г.) все промышленные и торговые предприятия, банки и дома в Тарту, в том числе и принадлежавшие евреям, были национализированы, еврейские организации (включая студенческие корпорации) распущены. Закрылась кафедра иудаистики в университете, в еврейских учебных заведениях исключили из программы иврит и историю еврейского народа, стали вести занятия на идиш (из-за чего многие ученики перешли в эстонские школы). Вскоре начались аресты членов состоятельных семей, активистов еврейских политических обществ и объединений, деятелей общины. 14 июня 1941 г. последовала депортация около 50 евреев из Тарту (мужчин отправили в исправительно-трудовые лагеря, женщин и детей — в ссылку). После начала советско-германской войны власти арестовали и выслали из города всех беженцев из Германии, Австрии и Чехословакии. Многие евреи отправились добровольцами на фронт, другие эвакуировались (часть из них сражалась впоследствии в рядах Эстонского корпуса и других соединений Красной армии). К тому времени, как германские войска заняли Тарту (южную часть города — 10 июля, северную — 25 июля), в городе оставалось 40–50 евреев. Подразделения зондеркоммандо 1-А (см. Эйнзацгруппен) и эстонские пособники нацистов немедленно арестовали их и в июле–августе 1941 г. расстреляли в противотанковом рву близ шоссе Тарту — Рига; среди казненных были и профессор Э. Гулькович и Я. Блюменфельд (см. выше). Лишь одному еврею удалось избежать гибели; спасший его доктор У. Масинг (эстонец, преподаватель кафедры иудаистики Тартуского университета) удостоен звания праведника народов мира (см. Хасидей уммот ха-‘олам). Некоторые эстонские коллаборационисты, в том числе и их командир, предстали после войны перед советским судом, который приговорил бо́льшую их часть к смертной казни.

25 августа 1944 г. Красная армия вновь вступила в Тарту, и вскоре около 200 евреев (70 семей) вернулись в город, образовали миньян и хевра каддиша (через некоторое время распались; в 1960–80-х гг. еврейские богослужения устраивались только в Иом-Киппур). В 1959 г. в Тарту проживали 505 евреев, в 1971 г. — 420, в 1979 г. — 347, в 1989 г. — 267. В Тартуском университете было сравнительно много евреев, как студентов, так и преподавателей; среди последних выделялись Ю. Лотман, Зара Минц, Р. Блюм, Л. Столович, М. Бронштейн. В 1988 г. в городе открылось отделение Общества еврейской культуры Эстонии (председатель — М. Михельсон). В конце 1960-х – первой половине 1990-х гг. несколько десятков евреев Тарту репатриировались в Израиль. В ноябре 1991 г. было разгромлено еврейское кладбище Тарту.

Источники:
* http://www.eleven.co.il

Наверх


Язык сайта
Новости сообщества
Наши проекты
Поиск по сайту
Поиск по сайту www.dorpat.ru
Телепрограмма
Вход на сайт
Радиостанции Тарту
Радиостанции Тарту
Праздники Эстонии
Праздники Эстонии
Статистика сайта


Участник Премии Рунета 2012
Яндекс.Метрика

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет


www.copyright.ru