Электронная Еврейская Энциклопедия
ТАРТУ (до 1224 г. и в 1893–1919 гг. — Юрьев, в 1224–1893 гг. —
Дерпт), город на юго-востоке Эстонии. Основан в 11 в.
Начиная с 16 в., Тарту регулярно посещали еврейские торговцы.
В конце 16 – начале 18 вв. шведские, а затем польские власти запрещали
евреям селиться в Дерпте (некоторые исключения допускались с особого
разрешения муниципалитета) и изгоняли тех, кто пытался обосноваться в
городе в нарушение этого запрета. Тем не менее, к 1704 г., когда Дерпт
заняли русские войска (включен в состав России в 1721 г.), в
нем насчитывалось несколько десятков евреев. Все они были вынуждены
покинуть город после того, как императрица Елизавета Петровна издала в
1742 г. указ об изгнании евреев из России.
В 1802 г. в Дерпте открылся университет, и вскоре в нем
появились студенты-евреи. Уже в 1810 г. некий Ш. Вольф окончил факультет
права, однако к экзаменам на степень доктора юриспруденции допущен не
был. В 1825 г. в университете Дерпта обучалось шесть евреев. С 1830-х
гг. отдельным евреям разрешали приезжать в город для лечения в
университетской клинике. В 1859 г. десять семей отставных солдат,
поселившихся в Дерпте с начала 1850-х гг., образовали миньян и приобрели
участок под кладбище; в 1861 г. образовалась хевра каддиша. С
середины 1860-х гг. приток евреев в Дерпт усилился; среди вновь
прибывших преобладали ремесленники, получившие в то время право
жительства за пределами черты
оседлости. В 1865 г. численность общины составила 60 семей, в 1869
г. — 70 (397 человек), в 1876 г. — 150; в 1879 г. в Дерпте проживали 616
евреев, в 1881 г. — 667. В первой половине 1880-х гг. некоторым из них,
в основном мелким торговцам, обосновавшимся в городе нелегально,
пришлось покинуть его; однако еврейское население продолжало быстро
увеличиваться и к 1897 г. достигло 1449 человек, а к 1913 г. — 2027
человек. В 1868 г. здесь появился первый раввин, в 1869 г. открылась талмуд-тора, в 1872 г. —
небольшой молитвенный дом, в 1875 г. — еврейская начальная школа (в
1887 г. в ней обучались 30 мальчиков и 39 девочек); с конца 1860-х гг.
действовало общество Биккур-холим.
В 1884 г. Я. А. Якобсон был избран в городскую думу Дерпта. На рубеже
19–20 вв. уровень жизни большинства евреев города повысился, и общине
удалось собрать деньги на строительство Большой синагоги Юрьева
(освящена в 1902 г., разрушена в годы Второй мировой войны).
В 1860-х – первой половине 1880-х гг. значительно увеличилось
число евреев, учившихся в Дерптском университете; к 1887 г. оно
достигло 240 человек (15% общего числа студентов); из них около 90%
(214 человек) изучали медицину. Поначалу еврейские студенты входили в
немецкие и русские корпорации, однако позднее, когда в них усилились
антисемитские настроения, стали создавать собственные организации: в
1875 г. возникла еврейская касса взаимопомощи, в 1883–84 гг. — Еврейское
литературно-музыкальное общество, Еврейское научное общество
(объединились в 1907 г.) и Академическое общество еврейской истории и
литературы (в него входил и Я. Бернштейн-Коган).
Студенты приняли активное участие в создании еврейской начальной школы и
безвозмездно преподавали в ней. После введения в России процентной нормы в
высших учебных заведениях (1887 г.) еврейских студентов в Дерптском
университете стало значительно меньше.
В 1880-х гг. в Дерпте получили распространение идеи
Ховевей Цион
(особенно среди студентов); в 1884 г. возникли две ассоциации, члены
которых изучали и пропагандировали иврит, и общество
помощи еврейским поселенцам в Эрец-Исраэль. Вскоре
после 1-го Сионистского
конгресса в городе образовалось отделение всемирной Сионистской организации,
в 1904 г. начали действовать ячейки Бунда и Сионистской
социалистической рабочей партии. В период революции 1905–1907 гг. в
Юрьеве существовал отряд самообороны
(в него входили представители всех еврейских политических группировок).
С начала Первой мировой войны была основана благотворительная
организация Цдака гдола; совместно с Академическим обществом она
оказывала помощь семьям евреев, мобилизованных в армию, а с 1915 г. —
еврейским беженцам из Польши,
Литвы и Латвии. После
Февральской революции 1917 г. евреи Юрьева создали Демократический клуб,
драматическую секцию, детскую сионистскую организацию Шошанне Цион,
спортивный кружок; начала работать сионистская организация при
Академическом обществе (вначале именовалась Хе-Хавер,
затем — Кадима) и секция Хе-Халуца.
С захватом власти большевиками в октябре 1917 г. и, в особенности,
после того, как в феврале 1918 г. Юрьев заняли германские войска, часть
евреев покинула город, деятельность многих еврейских объединений
прекратилась или стала менее активной. Тем не менее, в мае 1918 г.
состоялись первые выборы в совет общины. После того, как 22 декабря 1918
г. большевики вновь захватили город, они распустили совет и расстреляли
одного из его членов. Многие евреи, прежде всего зажиточные, бежали из
Юрьева, но большинство вернулось после вступления в город частей
эстонской национальной армии (14 января 1919 г.). В мае 1919 г. в Тарту
прошел съезд представителей еврейских общин Эстонии, избравший Временный
национальный комитет.
В 1910–30-х гг. численность еврейского населения Тарту
значительно снизилась, главным образом в результате отрицательного
естественного прироста и переезда многих еврейских семей в Таллинн и Ригу. В 1922 г. в Тарту
проживали 1115 евреев (около 25% эстонского еврейства), в 1925 г. —
1000, в 1934 г. — 920, в 1938 г. — 800, в 1940 г., после того, как в
город прибыли еврейские беженцы из Германии, Австрии, Чехословакии и Мемеля
(см. Клайпеда), –
814. В 1935 г. около 30% самодеятельного еврейского населения Тарту
составляли торговцы, около 17% — ремесленники, около 13% —
рабочие, 8,8% — представители свободных профессий (в том числе 2,3%
— учителя), 7,6% — владельцы заводов и фабрик. Еврейские
промышленники и коммерсанты, значительную поддержку которым оказывал
Еврейский кооперативный банк Тарту (основан в 1922 г.), играли немалую
роль в экономической жизни города: по некоторым данным, им принадлежали
44 промышленных и 58 торговых предприятий. В конце 1930-х гг. несколько
крупных (в масштабах Тарту) заводов основали беженцы из Германии.
Уровень жизни большинства тартуских евреев был в 1920–30-х гг.
сравнительно высок. В 1935 г. только 44 человека (5% еврейского
населения Тарту) нуждались в благотворительной помощи; им помогали
организации Цдака гдола, Линат ха-цедек
(основана в 1919 г.) и Женское благотворительное общество (основано в
1934 г.).
В межвоенный период в
Тарту существовали отделения ВИЦО,
сионистско-социалистической Лиги за трудовую Эрец-Исраэль (с 1928 г.),
Союза сионистов-ревизионистов
(с середины 1920-х гг.), Всемирного союза общих сионистов,
молодежных сионистских движений Ха-Тхия
(до 1924 г.), Ха-Шомер ха-ца‘ир–Нецах, Бетар (с конца 1932
г.), спортивный клуб «Маккаби»
(с ноября 1919 г.); ячейка Хе-Халуца распалась в
первой половине 1920-х гг. Антисионистские позиции занимало созданное в
конце 1920-х гг. Общество друзей идиш; некоторые евреи
входили в подпольные коммунистические группы или в прокоммунистическое
общество Лихт. Почти все еврейские политические организации вели
активную культурно-просветительную работу, многие из них открывали
библиотеки. В городе работала еврейская типография; неоднократно
предпринимавшиеся попытки наладить выпуск газеты на идиш не имели
успеха. Община содержала дом престарелых; в 1919–26 гг. в ее ведении
находились также еврейские учебные заведения, но с созданием в Эстонии
еврейской национально-культурной автономии они перешли в
ведение ее руководящего органа — Культурного совета. Начальную
еврейскую школу в 1934/35 учебном году посещали около 70% еврейских
детей соответствующего возраста (16% учились в немецких, по 7% —
в русских и эстонских школах). На протяжении долгого времени обучение в
начальной школе велось на идиш, но под давлением сионистов в ней и
созданном в 1932 г. еврейском детском саду с 1933/34 учебного года стали
постепенно вводить иврит.
В 1925 г. открылась еврейская средняя школа; в 1929/30 учебном году в
ней насчитывалось 49 учащихся, но в 1934/35 гг. осталось лишь семь, что
привело к ее закрытию. В 1937 г. начало работать еврейское реальное
училище с преподаванием на иврите и изучением идиш, эстонского и
английского языков.
В университете Тарту в 1921 г. обучался 121
еврей; к 1926 г. число студентов-евреев увеличилось до 188, но к 1934 г.
снизилось до 96, а к 1940 г. — приблизительно до 50. Действовало
несколько еврейских студенческих корпораций — Общество еврейских
студентов (1920–21), Лимувия (1922–38), Хашмонай (1923–40; поддерживала
сионистов-ревизионистов), Ха-Цфира (женская;
1923–38). В 1934 г. в Тартуском университете открылась кафедра
иудаистики (см. Наука о
еврействе), ставшая единственным в Прибалтике центром исследования
иврита и других семитских
языков; инициатором ее создания стал Я. Блюменфельд (основавший в
1930 г. Общество по распространению еврейских знаний через университет
Тарту), руководителем — профессор Э. Гулькович (погиб в 1941 г.) из Лейпцига.
Часть тартуских евреев, в основном коммунисты и члены
общества Лихт, приняла участие в начавшемся в июне 1940 г. процессе
советизации Эстонии; некоторые из них заняли высокие должности в новых
органах власти, коммунистической партии и комсомоле. После присоединения
страны к Советскому
Союзу (июль 1940 г.) все промышленные и торговые предприятия, банки и
дома в Тарту, в том числе и принадлежавшие евреям, были
национализированы, еврейские организации (включая студенческие
корпорации) распущены. Закрылась кафедра иудаистики в университете, в
еврейских учебных заведениях исключили из программы иврит и историю
еврейского народа, стали вести занятия на идиш (из-за чего многие
ученики перешли в эстонские школы). Вскоре начались аресты членов
состоятельных семей, активистов еврейских политических обществ и
объединений, деятелей общины. 14 июня 1941 г. последовала депортация
около 50 евреев из Тарту (мужчин отправили в исправительно-трудовые
лагеря, женщин и детей — в ссылку). После начала советско-германской
войны власти арестовали и выслали из города всех беженцев из Германии,
Австрии и Чехословакии. Многие евреи отправились добровольцами на фронт,
другие эвакуировались (часть из них сражалась впоследствии в рядах
Эстонского корпуса и других соединений Красной армии). К тому времени,
как германские войска заняли Тарту (южную часть города — 10 июля,
северную — 25 июля), в городе оставалось 40–50 евреев. Подразделения
зондеркоммандо 1-А (см. Эйнзацгруппен)
и эстонские пособники нацистов немедленно арестовали их и в
июле–августе 1941 г. расстреляли в противотанковом рву близ шоссе Тарту —
Рига; среди казненных были и профессор Э. Гулькович и Я. Блюменфельд
(см. выше). Лишь одному еврею удалось избежать гибели; спасший его
доктор У. Масинг (эстонец, преподаватель кафедры иудаистики Тартуского
университета) удостоен звания праведника народов мира (см. Хасидей уммот ха-‘олам). Некоторые эстонские коллаборационисты, в
том числе и их командир, предстали после войны перед советским судом,
который приговорил бо́льшую их часть к смертной казни.
25 августа 1944 г. Красная армия вновь вступила в Тарту, и
вскоре около 200 евреев (70 семей) вернулись в город, образовали миньян и
хевра каддиша (через некоторое время распались; в 1960–80-х гг.
еврейские богослужения устраивались только в Иом-Киппур). В 1959 г. в
Тарту проживали 505 евреев, в 1971 г. — 420, в 1979 г. — 347, в 1989 г.
— 267. В Тартуском университете было сравнительно много евреев, как
студентов, так и преподавателей; среди последних выделялись Ю. Лотман, Зара Минц,
Р. Блюм, Л. Столович,
М. Бронштейн. В 1988 г. в городе открылось отделение Общества еврейской
культуры Эстонии (председатель — М. Михельсон). В конце 1960-х – первой
половине 1990-х гг. несколько десятков евреев Тарту репатриировались в
Израиль. В ноябре 1991 г. было разгромлено еврейское кладбище Тарту.
Источники:
* http://www.eleven.co.il