Добро пожаловать на познавательный портал о городе Тарту на русском языке: Тарту - Юрьев - Дерпт ۩
Пятница, 17.08.2018, 03:54 Приветствую Вас Гость



Главная | Регистрация | Вход

Точное время
Погода
Меню сайта
3D-панорамы
Виртуальный тур по Тарту
Партнеры


Культурные события
Культурные события в Тарту

Культурные события в Эстонии
Билетная касса
Piletilevi.ee
Радио онлайн
Визы
в Эстонию

Посольство Эстонии в Москве
Генеральное консульство Эстонии в Санкт-Петербурге
Посольство Эстонии в Минске
Посольство Эстонии в Киеве


Оформление Визы в Эстонию

PONY EXPRESS визовый сервис


в Россию, Украину, Беларусь

Посольство России в Таллинне
Канцелярия консульского отдела посольства в Тарту
Посольство Республики Беларусь в Эстонии
Посольство Украины в Эстонии

Обзор СМИ
Tartu Postimees

Информационный портал Delfi

День за Днем

Столица
Контакты


Копилка - помощь сайту

Анализ веб сайта

Евреи в Тарту

Перевод с эстонского Инны Теплицкой


Поселение евреев в Эстонии было обусловлено перемещением в Таллинн военного руководства Николаевских солдат, среди которых было много евреев. В 1859 г. в г.Тарту поселилось 10 еврейских солдат с семьями. Для проведения религиозных служб верующие собирались в квартире одного из них, там же решались и другие жизненные вопросы, такие как обучение детей, создание кладбища. Все это родило потребность в организации еврейской общины, которая и была создана.

После реформ Александра II евреям было разрешено жить в Эстонии. В 1865 г. в Тарту было 30 еврейских семей, в 1866 г. – уже 60, появилась потребность в раввине для общины, на эту работу пригласили Герсона Казеля из г. Поневежи. В 1867 г. община обратилась в Тартуский городской совет с просьбой о разрешении арендовать помещения для синагоги, на что был получен положительный ответ. В 1869 г. в еврейской общине состояло уже 70 семей, существующее кладбище стало тесным, т.к. здесь хоронили и евреев, приезжавших в Тарту лечиться в больницах и умерших там. Получили разрешение и на землю для нового кладбища.

Шло время, и в Тартуском университете захотели получить образование многие, среди них и евреи. В 1874 г. их число стало значительным. Социальное положение студентов было различным, у бедных студентов возникли трудности с оплатой за обучение. По инициативе энергичных студентов в 1875 г. была образована еврейская студенческая касса взаимопомощи. Общине пришлось заняться и светским образованием детей, и, благодаря помощи студентов, были найдены помещения, в которых в 1875 г. торжественно открыли школу, где преподавание велось студентами. В 1876 г. еврейская община в Тарту достигла 150 семей, имеющаяся синагога перестала вмещать желающих. Было решено перестроить существующую молельню, и благословили открытие новой.

После убийства Александра II положение российских евреев значительно ухудшилось, строже соблюдались правила черты оседлости и участились погромы. Это повлияло и на положение евреев в Эстонии – их выгоняли из многих городов. Беспрерывные гонения и беды вынудили евреев в 1880-1890 гг. уезжать в другие места, в частности, на другой берег Атлантического океана. Из Эстонии тоже уехали многие, но, благодаря человеческому отношению к евреям тартуского полицеймейстера Эдуарда Расти, на место уехавших он принимал евреев-беженцев из других городов. И вскоре число еврейских семей выросло до 250.

Погромы в 80-гг. в России заставили еврейскую интеллигенцию, которая не могла больше оставаться безразличной к создавшейся ситуации, задуматься о решительных шагах по изменению судьбы своего народа. В результате, многие молодые евреи отправились в Палестину, на землю праотцов, другие, руководствуясь идеалистическими принципами, надеялись улучшить судьбу евреев в России.

В Тарту появилось несколько студенческих организаций, распространявших еврейскую культуру и любовь к своему народу. В 1896 г. на ул. Роози было построено новое еврейское кладбище и в 1902 г. – новая синагога. В 1900 г. была создана сионистская организация, в 1906 г. – открыта библиотека, насчитывающая 800 книг. Еврейские рабочие одобрительно относились к марксистским идеям и в 1904 г. создали революционную организацию «Бунд» и вскоре – общество социалистов. Между ними существовали разногласия, но боязнь погромов 1905 г. была у них общей. В Тарту были организованы отряды самообороны евреев.

Тяжелое политическое положение, охватившее всю царскую Россию, оставило свой след и на евреях, живущих в Эстонии. Народы мира начали бояться войны. Она нарушала их мирную жизнь, распадались семьи, разрушались человеческая культура и общество, невозможно было проводить культурные мероприятия, особенно в еврейской общине г. Тарту, где они почти заглохли. Так-как линия фронта начала приближаться к Эстонии, в город стали прибывать беженцев из других районов, и свою готовность помочь показали студенческие организации, помогая людям в питании, снабжении одеждой и в медицине.

Прошли годы войны, началась революция в России, евреи вместе с другими народами вздохнули свободнее, радостно смотрели в будущее. Освобождение из царской тюрьмы народов и от рабства должны были стать историей. Еврейский народ получил равные права с другими народами. 1917 г. дал тартуским евреям сильный толчок в общественном народном движении, были созданы несколько партий и организаций, призванных поднять духовное и культурное самосознание. Но последующие 1918-1919 гг. задержали этот процесс.

С созданием Эстонской республики местные евреи потеряли связь с большими еврейскими общинами в России, возникла угроза ассимиляции, но героическая борьба эстонского народа за свое существование и за счастливое будущее вдохновила также евреев Эстонии на моральное и материальное участие в создании нового государства. Еврейский народный политический комитет, созданный в 1918 г., внес в государственную казну 160 тысяч эстонских марок. Когда была создана национальная армия обороны «Кайтселийт», Тартуский еврейский политический комитет обратился к властям с просьбой разрешить евреям принять участие в деятельности армии. Просьба была удовлетворена, известно, что в освободительной войне участвовали 90 евреев.

10 декабря 1918 г. из всех городов Эстонии собрались еврейские делегаты, чтобы обсудить политическое, экономическое и культурное положение и наметить шаги в дальнейшем руководстве еврейской общиной. Важной задачей молодой Эстонской республики сразу после ее образования 24. 02. 1918 г. было предоставить право культурной автономии для всех национальных меньшинств, населяющих страну. В  государственном Манифесте было сказано - «всем национальным меньшинствам, живущим в Эстонии, гарантируется национальная культурная автономия». 6 июля 1926 г. был проведен первый съезд представителей культурных автономий Эстонии, на котором в торжественной обстановке уважаемый У.Кломпус от имени еврейской общины обратился к высокопоставленным руководителям с благодарственной речью, назвав Эстонию первой страной в мире, предоставившей малым народам культурную автономию. Министр иностранных дел А.Пиип в своем выступлении от имени эстонского народа обещал помощь в практическом осуществлении культурной автономии.


Что дала культурная автономия евреям г.Тарту


Главное – это национальную независимость. Это значит, что евреи получили возможность самовыражения по всем вопросам народа и нации. Это значило – дать молодому поколению правильное национальное образование, возможность учить свой язык, историю своего народа, сохранить религиозные традиции и обычаи. В Тарту были еврейские начальная и средняя школы, спортивное общество, народная библиотека, студенческие организации и корпорация, научное и несколько благотворительных обществ. Работала еврейская община, в ее ведении – несколько синагог, дом для бедных и типография. Время от времени ставились пьесы на еврейском языке. А при Тартуском университете под руководством профессора А.Гулковича работал семинар по иудаизму. Все это вместе взятое было неоценимой помощью евреям Тарту и в целом Эстонии. Они чувствовали себя равноправными с другими народами и вносили свой вклад в развитие Тарту как культурного центра Эстонии. Но, к сожалению, только до 1940 г. Надежды на свободу евреев, которые появились после революции 1917 г., улетучились. С приходом в Эстонию советской власти были закрыты все еврейские культурные общества, мало того, часть их членов арестовали, выслали, расстреляли. С послевоенного времени до 1988 г. в Тарту не было никаких обществ, связанных с еврейской культурой.

В 1988 г. тяжелое, угнетающее еврейский народ положение стало постепенно улучшаться. Небольшая группа энтузиастов начала в Тарту работу по восстановлению прерванной культурной автономии евреев. Они хотели порвать цепи ассимиляции евреев, навязанные советским строем, и теперь можно сказать, что они это сделали. Молодые начали изучать языки, историю своего народа, петь песни на своих языках, заниматься спортом, отмечать исторические даты. Все это было организовано еврейскими студентами.

Мы с надеждой смотрим в будущее, мы – маленькая часть семьи еврейского народа, в наших ушах всегда звучат слова – «ам Израэль хай».

М.Михельсон, Председатель Еврейского культурного общества. 1990.
Опубликовано также в газете «Эдаси» 17 авг. 1990.
http://eja.pri.ee/history/Michelson_ru.pdf

Наверх


Язык сайта
Новости сообщества
Наши проекты
Поиск по сайту
Поиск по сайту www.dorpat.ru
Телепрограмма
Вход на сайт
Радиостанции Тарту
Радиостанции Тарту
Праздники Эстонии
Праздники Эстонии
Статистика сайта


Участник Премии Рунета 2012
Яндекс.Метрика

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет


www.copyright.ru