Археологи
достигли далеких времен, извлекая различные объекты из глубин земли.
Они нашли доказательство того, что на берегу реки Эмайыги и Холма Тооме
люди оставили свой след еще задолго до Рождества Христова. Охотники,
рыбаки, коренные поселенцы, и завоеватели, которые оставались здесь, на
более или менее продолжительное время, были среди них. Высоко на Холме
Тооме могут быть найдены следы каждого из них либо присутствие их силы
и духа. Все, кто были здесь, строили свою крепость, замок или храм.
Война
- это уничтожение чьей-либо власти для достижения своего превосходства.
Вот почему мы не можем заглянуть в глаза 1000-летней истории Тарту.
Стены, замки, башни - все исчезло. К счастью, духовные здания избежали
войн и пожаров. Именно здесь гостям, интересующимся историей, и надо
начинать ознакомление с символом Тарту - Холмом Тооме от Обсерватории
до Старого Анатомического Театра, построенных 200 лет назад. Именно
здесь древние поселенцы построили свою крепость.
Мы поднимаемся
на Холм Тооме, затем останавливаемся и читаем пару строк, чтобы наши
глаза более ясно видели и понимали, Что находится вокруг нас.
Холм Тооме.
Творение природы. Храм силы и духа.
"Все создания, полные жизни и духа, собрались на Холме Тооме, где росла
священная дубовая роща. В воздухе зашелестели листья деревьев и Бог
Песни Ванемуйне спустился на землю. Он расчесал локоны, поправил
одежду, погладил бороду, кашлянул, чтобы прочистить голос и коснулся
арфы. Он играл прелюдии и пел панегирик, который произвел впечатление
на всех слушателей, в том числе и на самого Бога, который был наиболее
очарован. Река Эмайыги остановила свое течение, ветер стих, лес, звери
и птицы навострили уши и даже волшебница - кривой Глаз выглянула из-за
деревьев."
В Эстонских легендах Холм Тооме в Тарту - священное божественное
место. Здесь Бог Песни дает птицам дар речи и пения, решает, кто
будет жить на земле, а кто - в воде.
В далеком прошлом долина реки Эмайыги была покрыта болотистыми лугами,
на которых более высокие места - бугры, были сделаны пост ледниковыми
каменными и песчаными отложениями. Это холм в форме подковы, который мы
сегодня называем Холм Тооме. Вполне вероятно, что в раннем Каменном
веке там находились маленькие палаточные города охотников и рыбаков,
что подтверждается находками археологов на территории древней крепости.
Археологические раскопки показали, что крепость, основанная в I-м
тысячелетии, была защищена земляной стеной и бревенчатым забором.
Старейшие письменные данные о Холме Тооме можно найти в русской
Летописи Временных лет, в которой запечатлен набег, захват крепости и
снование князем Ярославом Мудрым форпоста в 1030-м году.
"Ливонская
Хроника" 13-го века сообщает такой факт: в 1224 году
немецко-датские захватчики завоевали эстонскую крепость. У эстонцев
отобрали их землю и свободу на 700 лет.
Теперь Епископ Герман стал правителем древней эстонской волости. На территории древней крепости (на месте нынешней Обсерватории), в восточной части Холма Тооме, был построен Епископский замок с дворцом, колодцем, церковью и оружейным складом. Тарту стал самостоятельной политической единицей, центром Тартуского Епископства. Тартуский епископ обладал и светской и церковной властью и, с одной стороны, подчинялся Архиепископу Рижскому и через него Папе Римскому, а с другой стороны, немецко-римскому Императору. Хроники говорят нам о существовании каменного епископского замка - Castrum Tarbate - в 1234 году. Епископ Герман построил Домский собор епархии на месте священной рощи древних эстонцев. Рядом с собором было кладбище, на холме и у его подножия были жилые дома официальных лиц, членов Собора и феодалов с их владениями.
Строительство Домской церкви продолжалось до 15 века. Епископ Герман, который получил разрешение от немецкого императора Генриха VII на основание города на территории между Холмом Тооме и рекой Эмайыги, владел Холмом Тооме и нижним городом, окруженным круговой стеной (2,1 км.) Центр Епархии охранялся сторожами в 10-ти башнях городской стены. Тарту в качестве города впервые упоминается в 1248-м году.
Будущий расцвет Тарту связан с торговлей с Россией - Псковом и
Новгородом. С конца 13 века и до середины 16 века Тарту был членом
Ганзейского Союза, объединяя купцов немецких городов и являясь
посредником в торговле между Востоком и Западом. В Средние века Тарту
был разделен на две совершенно разные части - Холм Тооме и Нижний
город. На Холме правителем был Епископ. В нижнем городе горожане (в
основном, мигранты - немецкие купцы и ремесленники) имели свое
самоуправление и подчинялись законам Риги. Отношения между Епископом и
городом были в основном дружественные. епископ уважал торговые интересы
города и в своих решениях также считался с городской точкой зрения (в
средние века Епископ был также Губернатором).
Наряду с участием в Ганзейской торговле большую роль играла также
внутренняя городская торговля и ремесла. Город снабжал аристократию,
живущую на Холме Тооме различными товарами и изделиями ручной работы.
Во времена правления Епископа Тарту был большим и красивым городом с населением около 5000-6000 человек.